Международная оценка места России в мировых потоках капитала.

Весьма характерно, что официальные отечественные данные по трансграничному движению капитала существенно отличаются от международных показателей: чаще всего по оттоку капитала из страны они заметно скромнее, а по притоку прямых инвестиций в Россию -заметно оптимистичнее оценок ведущих международных организаций. Например, за 2000 г. разница между объемами экспорта капитала из России, представленными МВФ и Госкомстатом, составила порядка 5 млрд долл. По-видимому, заниженными и неполными являются и официальные российские статистические данные, характеризующие масштабы.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в официально регистрируемом вывозе капитала из России в настоящее время доминируют прочие инвестиции. Это означает, что значительная часть средств (порядка 1/3) уходит за рубеж не на нужды, связанные с производственной деятельностью, например, в рамках политики интернационализации бизнеса и международной диверсификации активов, а для размещения во вкладах в банках офшорных зон и промышленно развитых стран.

Высокий удельный вес прочих инвестиций в структуре отечественного экспорта и импорта капитала существенно снижает роль нашей страны, которую она сегодня играет в мировых потоках капитала. Дело в том, что, в отличие от российских источников, отражающих весь спектр поступающих в страну иностранных инвестиций, ведущие международные организации, занимающиеся оценкой глобальных потоков движения капитала, в частности ЮНКТАД, фокусируют внимание, прежде всего, на прямых инвестициях, т. е. на той части движения капитальных ресурсов, которая носит непосредственно производственный характер.

Согласно этому подходу участие России в мировых потоках капитала является в настоящее время более чем скромным. В частности, в сравнении с нашими партнерами по бывшему социалистическому лагерю, по объемам ежегодного притока прямых инвестиций Россия уступает Польше, Чехии, Словакии. Она находится в последние годы примерно на одном уровне с Казахстаном, а с учетом разницы в масштабах территорий, экономик и численности населения оказывается отброшенной еще дальше.

Необходимо также отметить, что согласно отечественной статистике объем ежегодного притока прямых инвестиций колеблется в пределах 5-6 млрд долл., а по данным ЮНКТАД этот показатель в последние годы находится в пределах 2,5-3 млрд долл.

Отдавая предпочтение Польше, Чехии и другим странам Восточной Европы, иностранные партнеры указывают на недостаточную привлекательность условий, создаваемых в нашей стране для зарубежных инвесторов. Это находит отражение и в данных ЮНКТАД, согласно которым по индексу потенциала прямых иностранных инвестиций Россия находится на достаточно высоком 33-м месте, а по индексу эффективности прямых иностранных инвестиций -  на 119-м месте в мире. Столь невысокий показатель негативно воздействует на процесс принятия зарубежными партнерами решений о вложении средств в нашу страну. В результате, несмотря на предпринимаемые в последние годы многочисленные попытки российских властей привлечь значительные объемы зарубежного капитала, доля иностранных инвестиций в общем объеме финансирования основных фондов в нашей стране не превышает 5-6%.

По накопленным прямым иностранным инвестициям, согласно данным ЮНКТАД, Россия входит в первую четверку в Центральной и Восточной Европе вместе с Польшей, Чехией и Венгрией. Эти четыре страны ежегодно поглощают около 2/3 всех прямых иностранных инвестиций, поступающих в ЦВЕ.

Что касается вывоза прямых инвестиций, то здесь наша страна является абсолютным лидером в регионе. Ее доля в общем показателе стран Центральной и Восточной Европы составляет порядка 60-70% , или 2,5 - 4 млрд долл. ежегодно. Также на Россию приходится около 80% всех накопленных иностранных прямых инвестиций, происходящих из государств бывшего социалистического лагеря. По данным ЮНКТАД, уже в 2002 г. этот показатель нашей страны достиг 20 млрд долл., в то время как российская статистика даже двумя годами позднее оценила его всего в 2,8 млрд долл.

Как уже отмечалось, Россия является крупным игроком на мировом рынке капитала. Но, к сожалению, данный тезис относится прежде всего к общему объему финансовых ресурсов, уходящих из нашей страны за границу. Что же касается прямых инвестиций, т.е. капиталов производственного характера, то ситуация прямо противоположна. Если учесть, что доля Центральной и Восточной Европы в мировом движении прямых инвестиций крайне мала: 0,5 - 1% в общем объеме вывоза капитала и 3 - 4% — в общем объеме ввоза, становится ясно, что доля нашей страны в мировом обороте ПИИ находится на уровне всего лишь 0,6-0,7%. Для такой большой и богатой в ресурсном отношении страны, как Россия, подобный показатель участия в самой важной составляющей движения мировых капиталов является неприемлемо низким.

Особенно если принять во внимание, какие темпы и размах приобрел в последние годы процесс глобализации экономики, в основе которого лежит интернационализация производственной и финансовой деятельности крупнейших международных компаний прежде всего за счет масштабных трансграничных слияний и поглощений. Наподобные сделки сегодня приходится до 80% всех прямых иностранных инвестиций в мире. Кстати, в 2001 г. Россия также вышла по этому показателю на международный уровень, правда, не в качестве инвестора, а как страна - объект такого рода деятельности. Согласно данным ЮНКТАД, из 2469 млн долл. всех прямых инвестиций в нашу страну за год, 2039 млн долл. (т. е. около 80%) пришли через сделки по слиянию и поглощению уже существующих отечественных компаний.

Хотя в следующем 2002 г. удельный вес такого рода сделок в общем объеме ПИИ снизился до 50%, рост роли слияний и поглощений свидетельствует о том, что зарубежные партнеры стали все больше предпочитать скупать в России готовые, нормально функционирующие предприятия с налаженным производством и системой сбыта. Следовательно, надежды отечественных политиков на то, что иностранный капитал придет в нашу страну, чтобы создавать новые производства, активно реформировать и финансировать старые предприятия, создавать новые рабочие места не оправдались.

Таким образом, современную роль России в мировых потоках капитала нельзя признать удовлетворительной ни по масштабам, ни по структуре. Налицо существенный крен в пользу вывоза капитала в непроизводительной форме, в то время как поступающие из-за рубежа инвестиции также носят главным образом кредитный характер. Это означает, что за почти полтора десятка лет рыночных реформ нам так и не удалось создать условия, которые бы стимулировали приток прямых иностранных инвестиций, направляемых на размещение в стране передовых с технологической точки зрения производств.

Дело осложняется тем, что, несмотря на предпринимавшиеся в последние годы попытки ужесточить валютный контроль, до сих пор сохраняется значительный объем вывоза финансовых ресурсов по полулегальным и нелегальным каналам. По словам руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктора Зубкова, в базе данных его службы находится более 2,5 млн сообщений о подозрительных и сомнительных сделках в финансовой сфере, из которых более 80% приходится на банки. Учитывая развернутую мировым сообществом активную борьбу с отмыванием капитала, в том числе с целью перекрытия каналов финансирования террористической деятельности, подобная статистика по России отнюдь не прибавляет ее инвестиционному имиджу столь необходимой сегодня привлекательности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о настоятельной необходимости формирования и реализации комплексной государственной политики в области прямого и косвенного управления потоками капитальных ресурсов. Используя различные рыночные методы мотивации предпринимательской деятельности, государство призвано создавать адекватные условия для удержания в России отечественного капитала и привлечения иностранных инвестиций производственного характера. Думается, что оно могло бы способствовать этому, выступая в качестве одного из ведущих инвесторов и заказчиков на внутреннем рынке, привлекая капиталы в развитие инфраструктуры, транспорта, связи, тем самым создавая условия для нормального функционирования экономики.

Основная ставка в этой политике должна быть сделана на собственные финансовые ресурсы, которые сегодня, к сожалению, в слишком больших объемах уплывают за рубеж, в том числе и в обход существующего законодательства. Поэтому, наряду с либерализацией налогового законодательства и дальнейшим улучшением внутреннего инвестиционного климата, государство должно сохранять за собой адекватные возможности для валютного контроля и валютного регулирования, которые бы позволяли на протяжении определенного переходного периода не допускать экономически необоснованного оттока капитала из страны. Совершенно очевидно, что полная либерализация движения капитала в России станет оправданной только после того, как внутренняя норма накопления достигнет значений, превышающих нынешние в 2-3 раза, т.е. поднимется до уровня 30-40% ВВП.

В отношении финансовых ресурсов, которые уже покинули страну и чье российское происхождение официально подтверждено, должны применяться меры исключительно экономического стимулирования и гарантий, поскольку в большинстве своем эти капиталы не носят криминального характера. Параллельно необходима работа по розыску каналов и выяснению методов нелегального оттока капитала из страны, который подлежит уголовному преследованию.

Что касается привлечения прямых иностранных инвестиций, то здесь важно понимать следующее: зарубежные капиталы производственного характера начнут устойчиво поступать в Россию только после того, как отечественные предприниматели сами перестанут вывозить свои капиталы за границу и будут активно вкладывать их в национальную экономику. Это станет лучшим доказательством надежности и перспективности вложений в Россию для иностранных инвесторов.

М. Е. ЕЛИЗАВЕТИН

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
19 апреля 2024 г.
11:17В Москве с начала года ввели в эксплуатацию более 2,6 млн кв.м недвижимости
11:09Nissan ухудшил годовые прогнозы чистой прибыли и выручки
10:52В январе-марте Якутия увеличила добычу золота на 20%
ликвидация предприятия в минске Срок альтернативной ликвидации в результате реорганизации от 2 дней. Общая процедура ликвидации— Вы принимаете решение о ликвидации и назначаете нас ликвидатором своего предприятия. Мы выполняем все предусмотренные законом мероприятия, в результате Ваша компания исключается из ЕГР.