Обеспечение доступа к банковским каналам.
Законодательство любой страны предусматривает возможность осуществления банками финансовых операций, включая операции по переводу денег, только при условии предъявления клиентом идентификационных данных. Это закрывает дорогу в официальные финансовые институты огромному количеству потенциальных клиентов — мигрантам, чей статус в стране пребывания зачастую бывает не вполне легитимным.
Для увеличения потоков переводов, отправляемых по официальным банковским каналам, государства должны принимать любые допустимые меры к тому, чтобы «обанковать необанкованных».
Интересен в этом плане опыт США и Мексики. В целях обеспечения более простого доступа к возможностям использования банковских каналов для перевода денег мексиканское консульство выпустило простую идентификационную карту, известную, как «matricula consular» для мексиканских граждан, проживающих в США легально или нелегально. Владелец такой карты может открыть счет в некоторых банках и использовать его, в том числе для перевода денег на родину. В течение первых девяти месяцев 2002 г. 740 тыс. matriculas было выдано в США. Всего в 2002 г. было выпущено и выдано 1,5 млн matriculas, что позволило открыть шлюз в США для мексиканских мигрантов (легальных и нелегальных). Объем денежных переводов тут же подпрыгнул почти на треть и в первой половине 2003 г. составил 6,3 млрд долл.
Показательно, что иностранные инвестиции за этот период времени составили 5,2 млрд долл. Крупнейшие банки США, работающие на рынке денежных переводов мигрантов, охотно принимают matriculas в качестве идентификационного документа. Так, Bank of America в 2003 г. открыл уже 100 000 счетов на основании matriculas.
Отрицательное воздействие на рынки переводов оказал принцип «Знай своего клиента», выдвинутый FATF в рамках реализации мероприятий по борьбе с отмыванием денег и финансированием террористических организаций. Эта организация создала трудности для миллионов клиентов, не обладающих зарегистрированным адресом или национальными идентификационными картами, а следовательно, и кредитными карточками клиента банка. Как следствие, множество мигрантов по всему миру попало в зависимость от анонимных неофициальных систем переводов.
Требования FATF вынуждают организации, занимающиеся денежными переводами, использовать новые дорогие технологии, усложняющие процедуры перевода, делающие их более медленными и дорогими. Международные усилия, направленные против отмывания денег и финансирования террористических организаций, станут более значимыми, если послужат рациональному совершенствованию финансовой архитектуры и не будут ограничены лишь прямолинейным и не всегда эффективным исполнением соответствующих требований безопасности. Международное сообщество может лучше всего регулировать каналы, через которые осуществляются переводы, помогая в строительстве финансовой архитектуры, уменьшающей стоимость трансакций и увеличивающей их прозрачность.
Так, Межамериканский банк развития намерен создать общую электронную платформу в регионе между странами, посылающими и получающими переводы, Однако существуют другие возможности в этом направлении. В частности, международное сообщество могло бы консолидировать усилия в развитии и обслуживании общей электронной платформы, которая облегчила бы прозрачность переводов для глобальной системы контроля «сомнительных» трансакций. Если усилия будут предприняты под эгидой международной организации (например, ООН), это может существенно понизить затраты организаций, вынужденных самостоятельно создавать соответствующие программные средства контроля.