Общая характеристика проекта федерального бюджета на 2005 г.

Проект федерального бюджета на 2005 г. не предусматривает роста доходов, исходя из которых определяется расходная часть проекта бюджета. В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2005 год» объем доходов в реальном выражении сокращается по сравнению с 2004 г. на 5,4%, соответственно, уменьшаются и расходные возможности. Разработчиками по сути дела впервые предлагается привести в соответствие с бюджетными возможностями не только расходы федерального бюджета, но и законодательство.

Главные составляющие проекта федерального бюджета на 2005 г. и прогноза социально-экономического развития России на 2005—2007 гг. выглядят следующим образом.

В основу бюджета положены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2007 г., которые лишь с большим напряжением могут обеспечить удвоение ВВП к 2012 г. Как известно, в 2003 г. Президентом Российской Федерации была поставлена задача удвоения ВВП за 10 лет. В послании Федеральному Собранию в мае 2004 г. президент практически продлил этот срок еще на два года.

Однако даже в этом облегченном варианте данная задача при прогнозируемых темпах роста ВВП трудно выполнима. Рост ВВП за период 2001-2003 гг. составил 118,1%. В 2004 г. он оценивается Минэкономразвития РФ в 106,9%, а на 2005—2007 гг. прогнозируется на уровне 6,3% в среднем за год. Таким образом, за 2001-2007 гг. ВВП вырастет по прогнозу на 52%, и в 2008-2012 гг. для удвоения ВВП потребуется его рост на 31,5%. Поддержание столь высоких темпов экономического роста за длительный период без создания адекватной системы внутренних факторов роста весьма проблематично. Тем более что нельзя рассчитывать на столь долговременное действие благоприятных внешних факторов.

Не реализуются в полной мере задачи по преодолению бедности. Известно, что Президент РФ потребовал сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в течение предстоящих трех лет до 10-12%. По прогнозу Минэкономразвития РФ, эта доля в 2007 г. составит 13,5% против 17,5% в текущем году. Снижение неплохое. Однако здесь необходимо иметь в виду, что на долю населения с доходами ниже прожиточного минимума повлияет замена натуральных льгот на денежные доплаты. У значительной части льготников увеличатся денежные доходы, но реально их уровень жизни не повысится, Таким образом, частичное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в определенной мере является искусственным.

На деле поставленная задача снижения уровня бедности не решается. При этом весьма примечательно, что в бюджете отсутствуют программы, целью которых было бы преодоление бедности.

Бюджет 2005 г. основан на более реальной, чем в прошлые годы, оценке экономического роста в 2004 г. и его прогнозе на 2005 г. Однако представляется, что некоторое занижение темпов роста ВВП сохранилось. Тенденция к занижению уровней бюджетообразующих факторов наблюдалась всегда, что вполне понятно. Минфин России, естественно, стремится к обеспечению определенной страховки в выполнении бюджета.

Так, оценка темпа прироста ВВП за 2004 г. менялась Минэкономразвития России несколько раз. Государственный бюджет на 2004 г. был разработан исходя из прогноза темпа прироста ВВП в 5,2%. В заключении на бюджет 2004 г. Институт экономики РАН указывал на сильную заниженность этого показателя. В течение 2004 г. Минэкономразвития повышало свою оценку темпа прироста ВВП сначала до 6,3%, затем до 6,7% и наконец до 6,9%. Занижение при разработке бюджета на 2004 г. прогноза темпов прироста ВВП обеспечило в текущем году существенное превышение размера предусмотренного в бюджете профицита и накопление средств в стабилизационном фонде. Понимая целесообразность определенного резерва для выполнения бюджета, необходимо тем не менее следить, чтобы этот резерв не был излишним. На практике данное положение не выполняется.

В. Сенчагов

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

29 марта 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 29 февраля выросла на 0,38% и составила 60817,145 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 90,8664 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,5691 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 98,5752 руб.
18:58Рынок российских акций вырос на 0,9-1,1%
18:51Финорганизациям рекомендовано минимизировать участие в деятельности, связанной с оборотом цифровых валют ЦБ РФ
18:45Россия может ввести запрет на экспорт сахара до начала августа
18:37Рост ВВП Индии в 3-м финквартале ускорился до 8,4%
18:14Правительство с 1 марта вводит временный запрет на экспорт бензина и увеличивает нормативы продажи топлива на биржевых торгах
18:07ВВП Канады в 4-м квартале увеличился на 1%, превысив прогнозы
18:00Средний курс доллара США со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 90,8609 руб.
18:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 12,5657 руб.
17:38Голикова: нацпроект "Продолжительная и активная жизнь" может потребовать более 1 трлн рублей до 2030 года
17:06Число заявок на пособие по безработице в США выросло на 13 тыс.
16:57Доходы американцев в январе выросли на 1%, расходы - на 0,2%
керамическая плитка краснодар цена Кроме того, покупая такую плитку, вы можете выбрать различные варианты цветового оформления, а также типы поверхности (матовую, полированную, лаппатированную, фактурную, сатинированную, глазурованную). <br> <b>Где заказать керамогранит в Краснодаре? < /b> <br> Компания ООО «Виво» предлагает керамогранитную плиту оптом по низким ценам. Купить керамогранит у нас – это быстро и просто. Мы доставим товар в нужный вам срок. <br> <div class...