Денежная, налоговая политика и обслуживание госдолга.
В 2004 г. высокие темпы роста денежной массы не оказывали существенного влияния на рост инфляции, причинами чего были: а) конвертация Банком России рублевой массы в валюту и увеличение золотовалютных резервов до 85 млрд долл.: б) концентрация денежных средств в обороте крупных нефтегазовых компаний; в) консервация рисков, в том числе в денежной сфере, из-за сочетания высоких темпов роста денежной массы и «открытия» каналов внутреннего заимствования государства, сохранения высоких рисков банковского кредитования предприятий реального сектора, роста напряженности на внутреннем валютном рынке и рисков долларизации банковских активов и сбережений.
Опасность расширения денежной эмиссии в последние годы состоит не столько в провоцировании усиления инфляционных процессов (бюджет 2004 г, был ориентирован на 10%-ный рост потребительских цен, тогда как по оценкам экспертов инфляция ожидается на уровне 11-12%), сколько в самом механизме ее осуществления - формировании валютных резервов темпами, явно превышающими рост внутренних инвестиционных ресурсов. Нормализация положения связывается с необходимостью доведения денежного агрегата М2, по крайней мере, до 30-35% к ВВП.
Сохраняется заведомо конъюнктурный характер масштабного накопления валютных резервов. Увеличение валютных резервов с 7,8 млрд долл. на 1.01.2000 г. до 85,0 млрд долл. на 1.07.2004 г. при коэффициенте достаточности международных резервов (международные резервы в месяцах импорта товаров и услуг), равном 5—6 месяцам, можно оценивать как фактор стабилизции курса рубля. Рост валютных резервов в проекте бюджета 2005 г. (на начало года ожидаемый объем валютных резервов более 90 млрд долл.; на конец 2005 г. - до 100 млрд долл. по третьему сценарию денежно-кредитной политики) означает, во-первых, жесткую привязку курса рубля к накоплению золотовалютных резервов (вместо развития экономического потенциала), а во-вторых, искусственное ограничение насыщения экономического оборота денежной массой и ее концентрацию в финансовых структурах, обслуживающих компании-экспортеры.
На начало 2005 г. общий объем государственного внешнего долга (включая обязательства бывшего СССР, принятые на себя Российской Федерацией) прогнозируется в сумме 113,7 млрд долл. США, выплаты по кредитам правительств иностранных государств — 52,6 млрд долл., выраженные в валюте государственные ценные бумаги Российской Федерации — 45,2 млрд долл.
Акцент в политике государственных заимствований на неуклонное снижение внешнего долга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей экономического развития страны), во-первых, снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно в условиях ее активной интеграции в мировое экономическое сообщество; во-вторых, компенсация его снижения ростом внутреннего государственного долга означает использование внутренних ресурсов на покрытие внешних долгов (нельзя не учитывать смещение при этом финансовых ресурсов в сторону государственного заимствования на внутреннем финансовом рынке в ущерб корпоративным заимствованиям). Практически политика обслуживания и погашения государственного долга становится фактором, тормозящим преодоление последствий техногенных и социальных катастроф и ускоренное развитие высокотехнологичных производств.