Стратегия развития банковского сектора.

Небольшие банки гораздо больше нацелены на работу с малым бизнесом и их сокращение неизбежно приведет к снижению финансирования малого и среднего бизнеса. При этом вряд ли стоит рассчитывать, что в отдаленных от центра районах, особенно экономически неразвитых, небольшие по активам банки за оставшееся время наберут капитал в соответствии с новыми требованиями. Так же как маловероятно, что крупные столичные банки станут покупать подобные региональные кредитные организации. Поэтому большинство из них будут вынуждены закрыться.

Уже сегодня, после существенного сокращения филиальной сети Сбербанка, в некоторых районах нашей страны на сотни километров не встретишь ни одного кредитного учреждения. А что будет в 2010 г., кто станет тогда обслуживать и кредитовать малый бизнес? И это не говоря о социальном аспекте данной проблемы - сокращении рабочих мест.

Справедливости ради следует отметить, что ЦБ РФ всегда выступал против волевых административных решений по данному вопросу и приветствовал эволюционный характер развития банковской системы. Тем не менее факт остается фактом. И в случае принятия новой Стратегии можно с уверенностью констатировать, что это приведет к ликвидации малого банковского бизнеса.

Наличие большого числа небольших по капиталу и размеру банков требует особого рассмотрения проблемы концентрации и централизации банковского капитала. Экспертами эта проблема трактуется чаще всего как тормоз развития конкуренции на рынке банковских услуг. С абстрактно теоретической позиции справедливо признается, что чем выше уровень концентрации на рынке банковских услуг (т.е. чем меньше число банков, конкурирующих на рынке, и чем больше доля рынка, принадлежащая нескольким банкам), тем выше вероятность того, что поведение банков будет близким к поведению монополистов. Это означает, что банки станут вести бизнес с учетом своих монопольных преимуществ, в результате чего будут иметь место аллокационная неэффективность и потери для общества в целом.

Используя общепринятые оценки концентрации на рынке банковских услуг, однозначно следует признать, что российский рынок является высококонцентрированным и монополизированным. Действительно, если за основу принять концентрацию активов банков, то следует признать, что концентрация высокая. В 20 крупнейших банках сосредоточено 62% активов, а в 200 банках — 89% .

В новом варианте Стратегии сделаны акценты на приоритетных задачах антимонопольного регулирования, но не указаны методы, которыми государство может воздействовать на финансовый рынок. А это - важнейшая задача антимонопольного регулирования. Сегодня необходимо противодействие недобросовестной конкуренции и недобросовестной рекламе в сфере обслуживания частных лиц, как наименее информированных и защищенных субъектов, и особенно на рынке потребительского и ипотечного кредитования.

Особую остроту приобретает вопрос о роли и месте банков, контролируемых государством. Формально юридическое участие Центрального банка Российской Федерации в капиталах банков не является участием государства, однако адептам рыночной экономики существование таких банков справедливо представляется противоречащим принципам свободной рыночной экономики. Государство владеет контрольными пакетами акций в 36 банках либо напрямую, либо через подконтрольные корпорации, в 45 банках государству принадлежат блокирующие пакеты. Обсуждается идея создания на базе подконтрольных государству банков 3—4 крупных, которые могут стать составной частью финансово-промышленных холдингов для решения приоритетных государственных задач.

Но юридически условия, в которых работают банки государственные и коммерческие, не различаются. Многие специалисты справедливо полагают, что если государственные банки создаются под реализацию конкретных федеральных программ, то их функции должны быть ограничены этими программами. Однако компенсационных механизмов, сдерживающих экспансию учрежденных государством банков на стандартные рынки, до сих пор не создано. И это никак не обозначено в Стратегии. Хотя их влияние на развитие конкурентных отношений в развитии финансового рынка чрезвычайно велико.

В. Мехряков

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
23 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 23 апреля снизилась на 0,31% и составила 63856,198 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,2795 руб.
18:57Индекс МосБиржи вырос на 1,1%, индекс РТС - на 0,9%
Аппарат Алмаг 02 (исполнение 1) В нашем интернет-магазине, аппарат несколько дешевле, цена с предоставляемой скидкой составляет 7900 рублей. Помните, что Алмаг 01 не просто устраняет болезненные симптомы, электромагнитное поле позволяет воздействовать на клеточном уровне на первопричину. Он практичен и удобен в применении, не требует специальных навыков.