Факторы перехода ФРС США с 2004 г. к политике дорогих денег.
Исходя из приоритета поддержания экономического роста в стране, ставшего результатом предыдущей политики дешевых денег, ФРС США была вынуждена вновь изменить политику процентных ставок. С июня 2004 г. наступила фаза их постепенного по размерам, но интенсивного по срокам повышения. За двухлетний период (с 30 июня 2004 г. по 29 июня 2006 г.) базовая ставка ФРС увеличивалась 17 раз - с 1,0 до 5,25% (в среднем очередное повышение происходило в течение 1,4 месяца на 25 п.п. каждый раз). При этом три последних повышения процентных ставок (2 марта, 11 мая и 29 июня 2006 г.) пришлись на период пребывания в ФРС нового председателя - Б. Бернанке, сменившего на этом посту А. Гринспэна. Б. Бернанаке известен в банковских кругах как последовательный сторонник сформулированной А. Гринспэном стратегии управления рисками при проведении денежно-кредитной политики на основе глубокого анализа всей имеющейся информации.
Риски проводившейся в период с января 2001 г. по июнь 2004 г. политики дешевых денег обусловлены тем, что повышение доступности заимствований вызвало бурный рост долгов домашних хозяйств и предприятий, а также скачок цен на недвижимость, создававшие серьезную угрозу образования «финансового пузыря» на рынке недвижимости. Повышая процентные ставки, ФРС США намеревалась стимулировать домашние хозяйства меньше брать в банках кредитов, в том числе ипотечных, и больше сберегать. Сокращения заимствований, прежде всего потребительских, удалось добиться лишь спустя полтора года после начала повышения процентных ставок. К концу 2005 г. стоимость обслуживания долга домашних хозяйств выросла настолько, что стала влиять на принятие решения о новых заимствованиях.
Как считает И. Беравеш, эксперт американской исследовательской компании Global Insight, нынешний период ужесточения денежно-кредитной политики американская экономика пережила относительно легко, сохранив хорошие показатели роста и избавившись от рисков перегрева рынка недвижимости. В январе 2006 Г. задолженность американских домохозяйств составила 2,18 трлн долл., увеличившись по сравнению с январем 2005 г. всего на 3,0%, что является самым низким уровнем роста заимствований с 1992 г.
Вместе с тем, как отмечает Б. Бернанке, высокий уровень процентных ставок потенциально создает угрозу для экономического роста в стране. Выступая в апреле 2006 г. в конгрессе США, он заявил о возможности паузы или по крайней мере замедлении темпов повышения процентных ставок, с тем чтобы при принятии решений иметь больше информации и более точно учитывать среднесрочные перспективы развития экономики. Глава ФРС, обратив внимание на усиление инфляционных рисков, особую обеспокоенность выразил по поводу замедления роста цен на недвижимость и, соответственно, ослабления внутреннего спроса. Повышение спроса в американской экономике обеспечивается, как правило, не за счет собственных сбережений домашних хозяйств, а в результате новых заимствований. По оценкам Б. Бернанке, «перспективы рынка недвижимости характеризуются значительной неопределенностью, а существующий риск более выраженного замедления его активности, чем мы ожидаем, может оказаться тормозом экономического роста в этом и следующем году». Председатель ФРС считает, что в ближайшее время американским властям предстоит сделать несколько «тяжелых выборов», в том числе в сфере денежно-кредитной политики, с тем чтобы поддержать равновесие между потреблением и сбережением, частными и государственными расходами, сбалансировать федеральный бюджет, сократить дефицит текущих операций платежного баланса, возросший в 2005 г. на 137 млрд долл. и достигший к концу года 800 млрд долл. (или 6,5% ВВП), а также остановить рост государственного внешнего долга, превысившего 3 трлн долл.. Как считает Дж. Йелен, глава Федерального банка Сан-Франциско, США не могут себе позволить в дальнейшем допускать столь значительное превышение импорта над экспортом, поскольку чем продолжительнее и глубже дисбаланс во внешней торговле, тем более разрушительной окажется его коррекция.