Анализ рисков банковского холдинга.
Развитие интеграционных процессов в экономике, рост числа слияний и поглощений в сфере банковского бизнеса обусловили появление большого числа корпоративных объединений, созданных по типу холдинга. В настоящее время, по приблизительным оценкам, в России есть около 200 банковских холдингов, при этом в целом по стране на долю объединений холдингового типа приходится до 60% ВВП.
Имея высокую степень диверсификации бизнес-процессов, холдинг чрезвычайно подвержен влиянию различных факторов риска. В этой связи первостепенное значение в таких конгломератах приобретает управление риском. При этом процесс минимизации риска не является «вещью в себе», он неразрывно связан с системой формирования информации для принятия управленческих решений, с системой управленческого учета. Таким образом, в целях совершенствования методик управления риском и повышения эффективности антикризисных риск-модулирующих мероприятий логичным является объединение системы управленческого учета и системы управления риском в рамках единой структуры. Один из вариантов такого объединения - формирование управленческой отчетности холдинга с учетом факторов риска.
Процесс введения (включения) показателей риска в управленческую отчетность может осуществляться различными методами в несколько этапов. Структурные подразделения холдинга, оперирующие на разных уровнях и выполняющие различные функции, в разной степени подвержены воздействию внешних и внутренних факторов риска. Поэтому аналитическое подразделение составляет положение о системе контроля за рисками, в котором приводится исчерпывающий перечень всех рисков холдинга с детализацией по уровням иерархической структуры. Здесь имеет значение тип центра финансового учета (ЦФУ): например, центр дохода подвержен в основном рискам, связанным с изменением рыночной конъюнктуры, резким снижением цен на производимую им продукцию, а также инфляционным рискам. В то же время центр прибыли (на своем уровне) несет бремя всех возможных рисков, которым подвержена компания.
Вместе с тем не менее важно определить сферу ответственности подразделений и степень свободы в принятии ими экономических решений. Так, предприятие холдинга, не имеющее права осуществлять операции с внешними контрагентами и реализующее свою продукцию исключительно в рамках группы, практически неподвержено рискам, за исключением внутренних контролируемых рисков, так как ответственность за риск в таком случае распределена между всеми предприятиями холдинга. Если предприятие осуществляет значительный объем сделок «на стороне», список риск-факторов также расширяется, появляются внешние неконтролируемые риски, требующие более тщательного анализа и хеджирования.
Все риски, которым подвержены бизнес-единицы, напрямую связаны с изменением величины совокупного дохода холдинга и должны найти отражение в составляемой управленческой отчетности. При этом набор показателей зависит от числа детерминант и различается полнотой охвата по уровням иерархической структуры.