Проблемы включения экономики России в мировой рынок.
Крайне важное значение имеют формы организации внешнеторговой деятельности. Значительный ущерб развитию внешнеэкономических связей в бывшем СССР был нанесен догматическими представлениями о роли монополии внешней торговли. Регулирование внешнеторговых отношений в период становления промышленности, как показывает мировая практика, имеет своей целью создание тепличных условий, ограждение производителей от конкуренции иностранных товаров. С этих позиций вполне объяснима жесткая централизация всех внешнеторговых операций в руках единственного органа — Министерства внешней торговли.
Однако изоляция производителей от внешнего рынка имеет очень серьезные негативные последствия. Подавляются их инициатива и предприимчивость; отсутствие здорового соревнования подрывает стимулы к научно-техническому прогрессу и повышению качества товаров. Ситуация усугублялась незнанием производителями характера и объема спроса. Малоощутимые выгоды участия производителя в международном разделении труда также создавали индифферентное, а зачастую и негативное отношение к экспортному производству.
В настоящее время в России монополия внешней торговли ликвидирована. Расширяются права и ответственность объединений и предприятий, повышается заинтересованность производителей в увеличении выпуска высокоэффективных товаров для экспорта, рачительном использовании импортных ресурсов.
Стратегия правительства направлена на либерализацию внешнеторговой деятельности. Но сам процесс либерализации развивается противоречиво. Вводятся ограничения на внешнеторговую деятельность путем принятия постановлений и инструкций различных государственных органов. Трудности внешней торговли создают соблазны возврата к административно-командным методам.
Но при всех колебаниях, нестабильности правил "игры" необходимо овладевать экономическими, косвенными методами регулирования внешней торговли (лицензирование внешней торговли, налоговая, таможенная, валютно-финансовая политика, правовые и административные нормы без прямого вмешательства в коммерческую деятельность).
Перед Россией стоит очень сложная задача: с одной стороны, допустить конкуренцию иностранных товаров, чтобы повысить эффективность экономики. С другой — надо защищать промышленность от разрушения иностранной конкуренцией.
Как показывает опыт Японии, государственное регулирование традиционно было направлено на стимулирование экспорта и предотвращение импорта. Став членом ГАТТ, Япония под мощным давлением своих конкурентов вынуждена была пойти на постепенное устранение торговых барьеров. Средняя норма тарифов на импортируемые готовые товары (примерно 3 %) ниже, чем в США и странах — членах ЕЭС. Постепенно были устранены и количественные ограничения импорта. Однако под защитой торговых ограничений Япония сумела создать конкурентоспособную экономику.
Защита отечественной промышленности должна осуществляться экономическими методами. Речь идет о тарифной защите, государственном субсидировании, льготном финансировании и кредитовании и др.
Экономика России должна быть открытой: свободный вывоз и ввоз товаров и услуг призваны повышать производительность труда и эффективность экономики. В долгосрочной перспективе через внешнеторговые отношения и конкуренцию будет происходить соизмерение национальных и мировых затрат, проверка конкурентоспособности отечественной экономики.