Будущее российской транснационализации.
В период постиндустриального развития уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость приоритетного развития производства и рынков высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
Особую роль для России, как и для других высокоразвитых в области машиностроения стран, играют и будут играть рынки вооружений, в производстве которых наша страна занимает все еще лидирующее положение.
Таким образом, речь идет о создании институтов управления и развития информационных ресурсов. Эти институты могут быть различны по организации, по формам собственности, но они должны регулироваться государством и руководствоваться государственными интересами России.
При соответствующей организации уникальные российская наука и уровень образования в сочетании с новейшими информационными технологиями и широким использованием глобальных компьютерных сетей могут обеспечить России достойное место в мировом информационном сообществе.
По существу, развитию нашей страны в направлении информационного способа производства и информационного общества нет альтернативы, если не считать переход на полуколониальное положение.
Выбор основного направления развития в разные периоды осуществлялся всеми развитыми ныне странами, и их опыт весьма поучителен.
Когда в конце 60-х гг. закончилось послевоенное восстановление Японии, перед ней встал вопрос о выборе исторической перспективы. Отставание Японии от передовых стран было еще большим, чем у России сейчас. Существовали две реальные альтернативы. Первая: развитие индустрии благосостояния, строительство дорог, жилья и т.д. Вторая: ставка на развитие информационных технологий, телекоммуникационных систем, информатизацию общества. Япония выбрала второй путь. Известен оригинальный и, как оказалось, весьма эффективный способ осуществления начальной стадии информатизации, когда Япония подписала порядка 36 тыс. лицензионных соглашений, заплатив за это 12 млрд дол. образца 50-60-х гг. Спустя четверть века Япония оказалась наиболее процветающей страной мира.
Японский опыт в той или иной модификации был учтен при выработке информационной политики во Франции (конец 70-х гг.), в Великобритании (начало 80-х гг.), ФРГ (конец 80-х гг.) и т.д.
Даже опыт ряда африканских, латиноамериканских и азиатских государств показал, что государственная политика, ориентированная на информационный сектор, вносит самый большой вклад в ВВП.
Все передовые страны переходят на производство "информационно емких" продуктов, что означает увеличение доли инноваций, дизайна, маркетинга и других информационных составляющих в его стоимости.
Для возвращения в ряды передовых стран Россия должна в короткие сроки совершить переход к информационному способу производства и в дальнейшем - к прорыву на мировые информационные рынки. Ошибкой было бы пытаться повторить путь развитых стран в области информатизации. Все, что уже достигнуто мировым сообществом, нужно осваивать на основе механизмов "внутренней транснационализации", совместного предпринимательства и т.д.
Мы должны стремиться к выходу на международные рынки с интеллектуальными базами данных, экспертными системами и другими информационными технологиями, использующими наиболее сильную сторону нашей страны - ее высокий научно-технический и интеллектуальный потенциал.