Интеграции СНГ.
Вместе или в одиночку двигаться к цели.
После неудачных попыток модернизировать СЭВ, внедрить в его деятельность рыночную модель сотрудничества эту организацию, как известно, упразднили, что негативно отразилось на экономике всех стран-участниц независимо от масштабов их производственного потенциала. Однако после упразднения этой межправительственной организации хозяйствующие субъекты начали мучительный поиск создания бизнес-моделей взаимного сотрудничества.
Все ощутимее становилась потребность в создании рыночно-государственной модели экономического сотрудничества. СССР в то время больше волновали другие проблемы - назревавший распад как единого народно-хозяйственного комплекса, и он, по существу, потерял интерес к поиску новой модели хозяйственного взаимодействия со своими бывшими партнерами по СЭВ. А вот Венгрия, Польша и Чехословакия в мае 1990 г. в Братиславе подписали соглашение об учреждении так называемого Вышеградского треугольника, заложившего основы формирования Центральноевропейского соглашения
(1992 г.) о свободной торговле (ЦЕФТА), участниками которого стали позже Словения, Румыния и Болгария.
Руководящие принципы, определяющие развитие ЦЕФТА, стали формироваться с 1994 г. на ежегодных встречах глав правительств государств-участников. Ответственность за реализацию этих принципов была возложена на объединенный комитет в составе представителей всех государств. В рамках комитета стороны рассматривают ход выполнения Соглашения, дают оценку итогам, обсуждают разногласия, подготавливают рекомендации по вопросам: определения критериев использования государственных субсидий; согласования исключений в отношении «чувствительных» отраслей промышленности и реструктуризации экономических секторов; предотвращения введения протекционистских мер.
В ЦЕФТА были учреждены подкомитеты по либерализации торговли аграрной продукцией и по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. На общественных началах стала функционировать Банковская ассоциация из 20 крупнейших банков государств-участников, а также западных банков, занимающаяся привлечением инвестиций для финансирования крупных совместных проектов.
Созданию ЦЕФТА предшествовало преодоление восточноевропейскими странами двух мифов, вероятно, «подброшенных» извне. Миф первый — национальная рыночная экономика создает себя сама. Миф второй — существенный импульс ее развитию придадут иностранные инвестиции при условии быстрого приобщения восточноевропейских стран к западным демократическим ценностям, что позволит преодолеть переходные периоды за короткий промежуток времени. Практика подтвердила иную истину. значимые успехи достигаются эволюционным путем и не в одиночку, а объединившись в региональную международную организацию. В конечном счете сотрудничество восточноевропейских стран в их совместной региональной организации намного облегчило решение приоритетной задачи — вступление в Евросоюз.
До вступления в Евросоюз стремящимся к этому странам стоило бы полнее использовать те преимущества, которые дает им членство в СНГ. Здесь каждая страна - его основатель. Она может выдвинуть любую инициативу, отвечающую национальным интересам, предложить порядок и сроки ее рассмотрения, добиваться принятия соответствующего решения. В Евросоюзе, хотя страна, покинувшая СНГ, формально будет считаться равноправной с основателями ЕС, фактически на нее, думается, станут смотреть как на присоединившуюся, и не все выдвигаемые ею инициативы смогут быть приняты к рассмотрению, если они не совпадают с интересами ведущих западноевропейских партнеров, особенно тех, у которых более высокая доля взносов в общий бюджет, другие совместные фонды Сообщества. Между тем присоединение предполагает лишение значительной части национального экономического суверенитета.
К тому же вступление в Евросоюз новых членов, похоже, откладывается на неопределенное время. Как. сообщалось в СМИ, министры иностранных дел стран ЕС на встрече в марте 2006 г. высказались за то, чтобы заморозить расширение Сообщества до принятия Конституционного акта. А когда он будет принят, не известно. На это требуется волеизъявление граждан всех стран Евросоюза, многие из которых не спешат его подтвердить.