Венесуэла. Особенности банковской системы.
Как показывает мировая практика, для успешной реализации банковских реформ важно, чтобы они в определенной последовательности сочетались с преобразованиями в других сферах хозяйства. Согласно анализу, проведенному в 1994 г. Советом национальной экономики Венесуэлы, одной из причин неудач структурной перестройки в начале 90-х годов финансового сектора хозяйства была неправильная очередность предпринятых в этом направлении шагов. В документе, в частности, отмечалось: "Существуют эмпирические свидетельства того, что для гарантии жизнеспособности и устойчивости банковской системы и повышения эффективности мер по либерализации процентных ставок необходимо упорядочить государственные финансы и механизм банковского надзора.
Совершенствование бюджетной и надзорной практики должно предшествовать либерализации, чтобы обеспечить стабильность макроэкономических переменных. В Венесуэле указанные действия были осуществлены в обратной последовательности, в связи с чем нестабильность усилилась еще до того, как началось проведение реформ, и ... эти реформы продвигались медленно". В ноябре 1993 г., когда в Венесуэле уже со всей очевидностью проявились признаки начинающегося финансового кризиса, был принят новый сводный закон о банках и других финансовых учреждениях, вступивший в силу с 1 января 1994 г. Он создал предпосылки по дерегулированию и расширению спектра операций, осуществляемых коммерческими банками и специализированными кредитными учреждениями. Разрешалось создание универсальных банков, в том числе и путем слияния специализированных организаций. Новым законом, в отличие от прежнего, были четко определены функции и границы деятельности для каждого конкретного типа финансовых институтов.
Одновременно был либерализован и режим допуска иностранного капитала на внутренний ссудный рынок.
15 соответствии с законом иностранные инвестиции могут осуществляться в следующих формах:
- приобретение долевого участия в действующих кредитных организациях;
- учреждение иностранными инвесторами новых банков или других финансовых институтов;
- открытие материнскими банками своих филиалов и отделений.
В соответствии с введенным регламентом учреждение новых банков, филиалов и отделений допускается лишь при предварительном одобрении со стороны Генерального управления. Разрешительный принцип распространяется и на операции по долевому участию, если сумма инвестиций эквивалентна или превышает 10% объема капитала банка-реципиента. Кроме того, во всех этих случаях перед странами-инвесторами может быть поставлен вопрос о предоставлении на их территории аналогичных условий венесуэльским кредитным институтам.
Важной отличительной чертой нового закона стало положение, в соответствии с которым оперативная деятельность нерезидентов стала регулироваться теми же нормами и актами, что и местные кредитные организации, включая права и обязанности, связанные с налоговыми отчислениями, порядком предоставления отчетности, взаимоотношениями с государственными органами банковского надзора и контроля, и т.д.
К числу факторов, способствовавших активизации деятельности иностранных банков в Венесуэле, следует отнести, наряду с либерализацией непосредственно банковского законодательства, и принятие в феврале 1992 г. декрета № 2095, которым нормы национального законодательства по регулированию местного предпринимательского капитала были перенесены и на предприятия, контролируемые иностранным капиталом. Одновременно были сняты ограничения на репатриацию ранее вложенных средств, перевод прибылей и дивидендов, на доступ иностранных компаний к внутреннему ссудному рынку. В этом же плане следует рассматривать и подписание в августе 1992 г. между Венесуэлой и Всемирным банком программы гарантий для иностранных инвестиций, защищающих нерезидентов от потерь, вызываемых изменением законодательства и режима валютного регулирования.