Венесуэла. Банковский кризис и экспансия иностранного капитала.
Чтобы восстановить доверие населения и приостановить изъятие вкладов, правительство сформировало Чрезвычайный финансовый совет — исполнительный орган высокого уровня, состоящий из министра финансов, управляющего ЦБ и трех других высокопоставленных чиновников, — по урегулированию системного банковского кризиса. Однако влияние этого шага на общественное мнение было ослаблено частыми и противоречивыми заявлениями высокопоставленных представителей государственных органов относительно состояния банковской системы и отсутствием действенной политики по урегулированию банковских проблем. Кроме того, доверие населения было отчасти подорвано неудовлетворительным финансовым положением FOGADE и прекращением его поддержки со стороны ЦБ.
Тогда же был введен фиксированный валютный курс и установлен контроль за движением капитала. Проблемные банки были подвергнуты временной национализации. Хотя эти меры несколько стабилизировали ситуацию, ухудшение финансового положения двух других крупных банков, Banco Consolidado и Venezuela, снова привело к массовому оттоку депозитов, и правительство также было вынуждено осуществить их временную национализацию. В декабре 1994 г. был закрыт Banco Progreso, ситуацию в котором не удалось улучшить, несмотря на значительную поддержку FOGADE, a Banco Republica, имевший более стабильную депозитную базу, был национализирован.
Так как ресурсы FOGADE оказались исчерпаны, то было принято решение о передаче обязательств Banco Progreso по депозитам четырем другим банкам, которые перед этим были национализированы (Banco Latino, Consolidado, Venezuela и Republica). Хотя правительство в соответствии с законом о гарантии депозитов подтвердило свою ответственность за погашение задолженности, оно, тем не менее, не обеспечило принимающие банки соответствующими средствами. Ситуация еще более ухудшилась, когда в 1995 г. пришлось закрыть еще три банка и передать их пассивы национализированным банкам. Покрыть образовавшуюся таким образом задолженность предполагалось за счет эмиссии государственных облигаций и путем их использования в качестве обеспечения обязательств национализированных банков.
В июле 1995 г. Конгресс принял Закон о чрезвычайной финансовой ситуации, предоставив более широкие права Чрезвычайному финансовому совету. Этот закон устранил препятствия для продажи активов, переданных в июне 1994 г. FOGADE восемью проблемными банками, к которым присоединились еще четыре закрытые в период с декабря 1994-го по февраль 1995 г. Однако и одобрение конгрессом Закона о чрезвычайной финансовой ситуации не позволило существенно повысить доверие населения к банковской системе. Всего в периоде 1994-го по 1995 г. государственному вмешательству подверглись 19 из действовавших в стране 36 частных банков, на которые приходилось 55% общего объема депозитов банковского сектора по состоянию на декабрь 1993 г. Ситуация частично стабилизировалась лишь к 1996 г., что позволило правительству в конце года приступить к приватизации национализированных кредитных учреждений с привлечением иностранного капитала.
Таким образом, политика по урегулированию банковского кризиса включала в себя следующие основные элементы:
- временную национализацию части проблемных банков;
- закрытие наиболее неблагополучных институтов и передачу их активов и пассивов национализированным банкам;
- создание механизма частичного перераспределения ресурсов в пользу проблемных кредитных учреждений посредством снижения резервных требований банков-доноров;
- частичную компенсацию финансовых затрат FOGADE и ЦБ на поддержку проблемных банков и выплату вкладов за счет продажи активов закрытых банков;
- приватизацию национализированных банков с привлечением иностранных инвесторов.