Политика Мексики по отношению к иностранному капиталу.
Вступление в силу в 1994 г. режима Североамериканской зоны свободной торговли означало введение открытости мексиканской кредитной системы для инвесторов из стран NAFTA. В тексте соглашения о NAFTA в разделе "Финансовые услуги" оговорено, что "учреждения по предоставлению банковских, страховых, фондовых и прочих финансовых услуг одной страны-члена могут функционировать на территории других стран-участниц NAFTA. Каждая из указанных стран должна применять к ним такой же режим регулирования, как к соответствующим национальным институтам". Американским и канадским инвесторам предоставлялось расширенное долевое участие в мексиканских банках (51%); впоследствии эта норма была распространена на всех иностранных инвесторов.
Увеличение степени открытости мексиканской кредитной системы вызвало бурную активизацию иностранных банков в деле расширения своих позиций в Мексике. Первыми зарубежными банками, получившими лицензии на открытие в стране своих филиалов, были американские Bank of America, Bank of Boston, Chase Manhattan, J. P. Mogran; японские Bank of Tokyo, Fuju Bank; немецкий Deutsche Bank; голландский ABN-AMRO; испанский Santander; французский Banque Nationale de Paris; и др. За 1994 — 1998 гг. в Мексике было открыто 20 филиалов зарубежных банков, 16 иностранных брокерских фирм. Иностранным банковским капиталом было создано десять финансовых групп: Grupo Financiero Citibank, Grupo Financiero Chase Manhattan, Grupo Financiero J. P. Morgan, Grupo Financiero ING Bank, Grupo Financiero Chemical Bank, Grupo Financiero Santander Mexico, Grupo Financiero Bank of Tokyo и др.
Следует отметить, что на либерализацию режима регулирования иностранных банков в Мексике оказывали (и оказывают) влияние процессы экономической интеграции, развивающиеся в Западном полушарии, и связанные с ними рекомендации ряда региональных организаций: ЭКЛАК, МАБР и др. В частности, в одном из документов ЭКЛАК, посвященном открытости экономик региона, латиноамериканским странам рекомендовано: "В целях оптимальной включенности стран Латинской Америки и Карибского бассейна в мировую экономику и стимулирования притока иностранных капиталов является целесообразным осуществлять дальнейшую либерализацию в финансовой сфере". На встрече президентов стран Западного полушария в 1994 г. была принята так называемая "Инициатива № 10", содержащая (в числе других) рекомендации правительствам американских государств активизировать усилия по дальнейшей региональной интеграции и либерализации рынков банковских услуг. Тогда же был создан Комитет Западного полушария по финансовым вопросам (Committee on Hemispheric Financial Issues), который занимается проблемами содействия либерализации движения капиталов в регионе.
Как видим, политика Мексики по отношению к иностранным банкам формировалась под влиянием многих факторов — как внутренних, так и внешних. Основной ее чертой было постепенное, поэтапное открытие банковской системы для зарубежного капитала. Однако валютно-финансовый кризис, начавшийся в стране в конце 1994 г., во многом изменил этот эволюционный характер политики в сторону форсирования открытости кредитной системы для иностранного капитала. Мексиканские банки в условиях девальвации национальной валюты, нарастания не-возвращенных и просроченных ссуд, массового изъятия вкладов и масштабного оттока частных капиталов за рубеж оказались перед лицом острейших проблем ликвидности. Правительство и Банк Мексики осуществляли специальные программы спасения проблемных кредитных учреждений, в которых были задействованы значительные внутренние ресурсы и средства внешних займов. Программы включали предоставление финансовой поддержки, выкуп "неблагополучных" активов, назначение временной государственной администрации и др.
Активным действующим лицом в этих процессах стала государственная организация Банковский фонд защиты сбережений — FOBAPROA. Созданный в 1990 г. с первоначальной задачей страхования депозитов, он был впоследствии переключен на деятельность по санации и реструктуризации мексиканских банков.