Банки в системе финансово-промышленных групп.
Подходы же к формированию ФПГ со стороны банковских структур имеют значительную специфику, вытекающую как из самого существа, содержания деятельности коммерческих банков, так и из специфических особенностей положения банковской системы в России в современных условиях, а также из специфичности деятельности конкретных банков (поскольку банковская система РФ далеко не однородна).
Отношение представителей современного банковского капитала России к формированию финансово-промышленных групп достаточно противоречиво.
Так, осенью 1994 г. на международной конференции "Интеграция банковского и промышленного капитала" специалистами независимого информационно-аналитического агентства "ЭОС-КОНСАЛТИНГ" был проведен социологический опрос участников, результаты которого показали, что в целом установка на интеграцию банковского и промышленного капитала оценивается в 4,14 балла
(по пятибалльной шкале). Однако при этом отмечалось, что процесс формирования ФПГ развивается достаточно вяло по целому ряду причин объективного и субъективного характера. Среди этих причин (в порядке убывания значимости) назывались: экономическая нестабильность, отсутствие эффективных механизмов взаимодействия банковского и промышленного капитала в новых социальных условиях, политическая нестабильность, несовершенство законодательства, разнонаправленность интересов банков и промышленных предприятий, отсутствие механизмов страхования рисков.
Достаточно критическое или даже скептическое отношение к перспективам интеграции банковского и промышленного капитала в значительной степени сохраняется и к настоящему времени. Так, к лету 1996 г. в 39 официально зарегистрированных в России ФПГ входили лишь 37 коммерческих российских банков. Для этого есть веские основания.
Действительно, вполне определенные ограничители процесса интеграции банковского и промышленного капитала в современной России так или иначе носят системный характер, отражают общую непоследовательность проводимой в стране экономической политики, которая во многих своих проявлениях ведет скорее не к интеграции, а, напротив, к дезинтеграции банковского и промышленного капитала, по существу выводя, "выталкивая" банки из реального сектора экономики страны. Реальностью для банков остаются весьма большие риски, связанные с нестабильностью политической ситуации и с бесконечными изменениями "правил игры" в экономике страны.
Между потенциальными партнерами по ФПГ — промышленными и финансовыми структурами возникают противоречия, когда, например, потребители важных инвестиционных ресурсов стремятся привязать их к уже сложившейся системе технологических связей и сохранить сами эти связи (нередко весьма консервативные). Напротив, сторона, обладающая инвестиционными ресурсами, ориентируясь прежде всего на прибыльность проекта, не всегда готова считаться с существующей технологической заданностью производства. Кроме того, коммерческие банки явно заинтересованы в снятии ограничений на их участие в капитале ФПГ: их, как правило, интересует приемлемая для банков, т.е. достаточно значительная, доля в уставном фонде центральной компании группы.
В целом, владельцы и руководители банков и промышленных предприятий нередко по-разному оценивают роль, место и функции друг друга в формируемой интеграционной структуре. Этому сопутствует нередко и определенная невнятность процедур управления и контроля в ФПГ (за исключением варианта, связанного с созданием управляющего холдинга).
Кроме этих общих обстоятельств, сдерживающих банки от вхождения в интеграционные структуры, можно назвать и более конкретные причины:
- наличие на рынке более рентабельных для банков сегментов вложения капитала;
- опасность долгосрочного отвлечения крупных денежных средств банков с отсрочкой начальной даты выплаты процентов;
- нежелание руководства банков выдавать льготные кредиты предприятиям (которые промышленные предприятия, напротив, желали бы получать) под давлением руководства ФПГ;
- опасность перехода рисков промышленных предприятий на банки в структуре ФПГ;
- отсутствие согласованных механизмов распределения дополнительной прибыли ФПГ или ее длительного неполучения по причинам направления на цели развития и производства;
- отсутствие современного менеджмента на предприятиях и кадров по проектному финансированию — в банках.
Нельзя не отметить и тот факт, что в некоторых случаях связь с криминальным бизнесом отдельных предприятий, с которыми банки начинают взаимодействовать, автоматически бросает тень и на сами банки.