Тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала в России.
В. Астраханцев (ФПГ "Интеррос") пишет: "очевидно, что нарождающийся у нас корпоративный капитал имеет заведомо худшие позиции по сравнению с развитыми странами: относительно незначительные финансовые ресурсы, отсталая технологическая база, неразвитость инфраструктуры, отсутствие прочных навыков работы в рыночных условиях. Но именно он работает в отраслях, обеспечивающих национальную независимость и безопасность страны, и служит базисной основой для российский ФПГ... "западникам", мягко говоря, не к чему растить себе в постоянные "попутчики" мощных хозяйствующих субъектов в лице российских ФПГ. Им не нужны сильные конкуренты. А потому для их дальнейшего развития возможны лишь два пути: либо государство отказывается от действенной поддержки им со всеми вытекающими отсюда последствиями, либо оно энергичнее реализует меры, необходимые для их успешного функционирования. В первом варианте скорее всего корпоративный капитал направит усилия на консолидацию средств и сфер деятельности вне регистрации ФПГ. Становление их будет проходить в тяжелой конкурентной борьбе с транснациональными корпорациями. Кто выживет эволюционным путем отбора, сказать проблематично.
Реализация второй модели, бесспорно, стимулирует экономическую заинтересованность в получении статуса. Но в любом случае созданные группы будут продолжать развиваться, а наряду с ними возникнут новые. Значит, вопреки всему, мотивации для образования российских ФПГ существуют".
В целом анализ современного состояния и узловых тенденций развития интеграции банковского и промышленного капитала в России позволяет прийти к следующим выводам и заключениям:
1. Первоначально процесс интеграции банковского и промышленного капитала носил во многом спонтанный характер, реализуясь как в легальных, так и нелегальных или полулегальных формах.
2. Переход к стадии регулирования со стороны государства процесса интеграции банковского и промышленного капитала и формирование для этого необходимой нормативно-правовой и организационно-экономической базы свелся в значительной степени к формированию и развитию собственно таких крупных форм, как финансово-промышленные группы (в то время, как в стороне остались проблемы усиления взаимосвязи банковского и промышленного капитала в реализации социально и экономически значимых инвестиционных программ, на уровне малого и среднего бизнеса и др.).
3. При формировании самих финансово-промышленных групп не удалось избежать тенденций гигантомании, не вытекавших в полной мере из потребностей развития интегративных связей в самом производстве. Нередко в основу формирования ФПГ были положены старые схемы специализации и кооперации производства без учета факторов кардинальных сдвигов в современном производстве и научно-технических разработках.
4. Не были использованы при формировании финансово-промышленных групп и идеи минимизации информационных издержек и оптимизации финансовых потоков, вытекающих из концептуальных положений современного институционально-эволюционного подхода. Реализация принципов такого подхода позволила бы обеспечить финансовую устойчивость групп и, в конечном итоге, повышение их прибыльности.
5. Еще не сложилась соответствующая эффективная методологическая база технико-экономического обоснования проектов формирования ФПГ, оценки их деятельности и обеспечения финансовой устойчивости с использованием методов экономико-математического моделирования.
6. В результате деятельность вновь созданных ФПГ протекала с разной степенью успешности. Относительно высокой была динамика экономического развития групп, которые:
- имели с самого начала достигнутые в предшествующие периоды достаточно устойчивые экспортные позиции, надежные связи с поставщиками сырья и вполне определенный круг платежеспособных потребителей;
- имели или получили доступ к участию в федеральных или региональных программах и получали при этом реальную государственную поддержку своей деятельности (так, ФПГ "Магнитогорская сталь" уже с момента официальной регистрации была освобождена от обязательной продажи валютной выручки от экспорта продукции и услуг собственного производства при условии ее направления на финансирование основного инвестиционного проекта).
7. Формирование новых и совершенствование структур уже действующих ФПГ должно основываться на новых схемах интеграции собственно банковского капитала, в рамках которых мог бы более эффективно использоваться потенциал не только средних, но и малых банков (банковские ассоциации, альянсы и т.д.).
8. Правительство страны должно реализовать более ясную, определенную и последовательную национальную промышленную политику, ориентированную на поддержку отечественного бизнеса, где процессы интеграции банковского и промышленного капитала играли бы решающую роль.