Проблемы и перспективы транснационализации российского капитала.

Проведенный анализ процессов интеграции и транснационализации, проходящих в развитых и новых индустриальных странах, позволяет сделать вывод о том, что транснационализация экономической деятельности во всем многообразии ее форм является важнейшей предпосылкой, непременным условием и ведущей составляющей внешнеэкономической экспансии национального капитала.

Важно заметить, что постановка задачи осуществления внешнеэкономической экспансии на уровне национальной стратегии развития в большинстве ныне передовых стран намного, иногда на десятилетия, предшествовала самой экономической экспансии как заметному явлению мировой экономики.

Это позволяет говорить об актуальности задачи выработки научно обоснованной стратегии внешнеэкономической экспансии российского капитала как части государственной геополитики страны, несмотря на современное кризисное состояние нашей экономики.

Нельзя согласиться с распространенным мнением о том, что сейчас не время для стратегических внешнеэкономических задач, рассчитанных не на одно десятилетие, что сейчас "пора малых дел", время выживания экономики, "выкарабкивания" из жестокого кризиса. Теория сложных систем говорит, что неразвивающаяся сложная система неизбежно деградирует и не имеет шансов на выживание в долгосрочной перспективе. Если столь крупное государство как Россия будет стремиться к выживанию и не поставит перед собой достойных ее целей, оно неизбежно распадется и погибнет. Поэтому именно сейчас, несмотря на кажущуюся несвоевременность, нужно сформировать и исследовать основные направления и условия внешнеэкономической экспансии российского капитала.

Хотя формы транснациональной экономической деятельности многоплановы и могут быть реализованы на различных уровнях взаимодействия хозяйствующих субъектов (не только крупный, но и средний и малый бизнес), тем не менее наиболее перспективными оказываются корпоративные формы, основанные на реальной интеграции банковского и промышленного капитала.

В этом направлении основную роль должны, безусловно, сыграть ФПГ, транснационализацию деятельности которых должно всячески поощрять и стимулировать государство.

Определенные важные шаги в нормативно-законодательном обеспечении транснациональной деятельности российских ФПГ были сделаны за последние три года.

Идеи транснационализации нашли свое отражение в Федеральном законе РФ "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. Однако еще ранее положения о транснационализации экономической деятельности были фактически сформулированы в заключенном государствами— участниками СНГ Соглашении "О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений" от 15 апреля 1994 г. ("Соглашение..." было подписано представителями Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Основываясь на статье 12 Договора о создании Экономического союза, это "Соглашение...." конкретизировало и развивало положения данной статьи, в соответствии с которыми "договаривающиеся Стороны содействуют созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций".

Вместе с тем, последующая реализация данного "Соглашения..." на практике столкнулась с целым рядом сложных и противоречивых моментов. Прежде всего, между странами сохранялись (и в значительной мере сохраняются) существенные различия в законодательстве. Реальная практика формирования и функционирования транснациональных образований на экономическом пространстве СНГ основывается на национальном законодательстве государств, юридическими лицами которых они являются (с извлечениями, предусмотренными в межрегиональных договорах). Исследователи этих проблем, впрочем, возлагают определенные надежды на деятельность Межгосударственного экономического комитета (МЭК), в связи с которой могут появиться определенные предпосылки решения задач транснационализации на наднациональной основе (поскольку государства делегируют этому органу соответствующие полномочия).

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

28 февраля 2020 г.
08:11Падение большинства фондовых индексов Европы превысило 3%
08:02ЦБ РФ установил курс евро на сегодня в размере 71,6458 руб.
08:01ЦБ РФ установил курс доллара США на сегодня в размере 65,6097 руб.
08:00Анонс публикаций макроэкономических показателей ведущих стран
27 февраля 2020 г.
20:15АФК "Система" выкупила по оферте облигации 001P-05 на 3,5 млрд рублей
19:52Сбербанк разместил 71,28% выпуска инвестиционных облигаций на 2,1 млрд рублей
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 27 февраля снижается
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 27 февраля снизилась на 1,56% и составила 47556,425 млрд руб.
19:33Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ВТБ серии Б-1-65
19:25Мосбиржа зарегистрировала облигации Уралкалия серии ПБО-06-P
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,3681 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 65,8554 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 72,1178 руб.
19:01Индекс МосБиржи рухнул на 3,4%, индекс РТС - на 5,1%
18:58ФАС хочет получить право надзора в сфере интеллектуальной собственности
У нас Вы можете купить срубы домов и бань дешево из Пскова Доставка срубов. Заказать сруб для бани — недорого, быстро и надежно.