Проблемы и перспективы транснационализации российского капитала.
В отличие от России, которая к настоящему времени имеет уже достаточно развитую правовую базу создания и деятельности финансово-промышленных групп, у других стран СНГ правовые документы в этой области носят единичный характер. Кроме того, эти документы в странах СНГ разрабатывались с ориентацией на Указ Президента РФ № 2096 от 5 декабря 1993 г. "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" (который утратил силу после принятия соответствующего Федерального закона РФ). Поэтому в законодательных, нормативно-правовых документах стран СНГ сохранились ограничения, общая процедура создания и функционирования финансово-промышленных групп, определенные Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г.
В целом, основные ограничения на участие в ФПГ (ПФГ) в странах СНГ к 1997 г. сводились к следующему:
а) Российская Федерация
- участие общественных и религиозных организаций, физических лиц и органов государственной власти,
- вхождение дочерних предприятий в состав группы без основного общества (унитарного предприятия учредителя),
- участие более чем в одной ФПГ;
б) Украина:
- участие некоммерческих организаций,
- вхождение в ФПГ более одного банка,
- участие более чем в одной ФПГ;
в) Белоруссия:
- участие только некоммерческих организаций,
- вхождение в состав ФПГ предприятий с численностью занятых более 5 тыс. человек и более 20 тыс. человек, если число участников ФПГ превышает 20,
- монополистов, без согласия антимонопольного комитета,
- вхождение государственных предприятий, доля государственной собственности которых превышает 25%, а также организаций, финансируемых из бюджета, без разрешения соответствующего уполномоченного государственного органа.
В силу многоаспектности своей деятельности финансово-промышленные группы не могут регулироваться одним единственным законом, в том числе и согласованным на межгосударственном уровне. Многоаспектность деятельности ФПГ так или иначе ведет к тому, что финансово-промышленные группы подпадают под действие очень широкого круга национальных законодательных актов. В свою очередь, унификация хозяйственного законодательства, как это подтверждает опыт Европейского Союза, требует, во-первых, соответствующей политической воли руководства стран, а во-вторых — весьма продолжительной и кропотливой совместной работы.
Наибольшие правовые, институциональные предпосылки развертывания транснациональной деятельности ФПГ складываются между Россией и Белоруссией, хотя и здесь имеются еще многочисленные нерешенные вопросы, так, например, по действующей в Белоруссии практике разрешение на вхождение в состав межгосударственных ФПГ может быть дано при условии, если получены согласия:
- трудового коллектива;
- соответствующего республиканского министерства;
- государственного комитета республики по имуществу;
- президента Белоруссии.
Ясно, что все это существенно усложняет возможности вхождения тех или иных белорусских предприятий в состав межгосударственных ФПГ.
Между тем, взаимодействие предприятий России и Белоруссии в рамках ТФПГ или межгосударственных ФПГ имеет весьма основательные объективные предпосылки. Это стало особенно очевидным в 1997 г. в ходе дискуссии по поводу Договора о создании Союза России и Белоруссии от 2 апреля 1997 г. При общности и сопоставимости проблем экономического развития двух стран (неплатежи, спад в инвестиционной сфере, бюджетный дефицит, уменьшение золотовалютных запасов государств), многие их предприятия давно исторически объединены кооперационными связями.