Проблемы и перспективы транснационализации российского капитала.
Экономика Белоруссии в определяющей степени зависит от российского рынка — на долю России приходится 55% ее внешней торговли. Белоруссия занимает чрезвычайно выгодное геоэкономическое положение, поскольку через ее территорию проходят основные транспортные коммуникации, связывающие Россию и Западную и Центральную Европу. Белоруссия имеет развитую внешнеторговую инфраструктуру, ее предприятия располагают квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой и производственными мощностями, вполне позволяющими выпускать конкурентоспособную продукцию (на рынке России и других стран СНГ, а также на рынках "третьих" стран). В республике имеется достаточно высокий научно-технический потенциал, развитый агропромышленный комплекс.
Есть реальные предпосылки для транснационального экономического взаимодействия и с рядом других стран СНГ.
Так, к концу 1996 г. имелось около десяти проектов ФПГ, в состав которых намеревались войти предприятия Казахстана. Однако многие из них также сталкиваются со сложностями нормативного характера. Более того, фактом современной экономической действительности Казахстана является то, что здесь государство уже в существенно большей степени, чем в других странах СНГ, "уходит" из сферы реальной экономики. В связи с этим правительственные органы этой страны имеют в настоящее время значительно меньше рычагов для того, чтобы "заставить" вступать в ФПГ, в том числе и в транснациональные или межгосударственные ФПГ, частные, смешанные предприятия и кредитные институты. По существу, такая позиция "невмешательства" стала официальным принципом экономической политики государства в Казахстане.
Одновременно с этим многие из крупнейших предприятий этой страны уже стали объектами управления иностранных инвесторов из стран "дальнего зарубежья" и "вписываются" в структуры транснациональных корпораций этих стран, которые нее более активно оперируют на экономическом пространстве СНГ.
Таким образом, права вступления в российские ФПГ или ТФПГ с российским участием переданы в Казахстан самим хозяйствующим субъектам. Однако активизирующаяся деятельность в экономике Казахстана иностранных инвесторов все более сужает поле экономической деятельности ФПГ стран СНГ.
Следует, кроме того, подчеркнуть, что в Казахстане сохраняются значительные ограничения для участия банков в финансово-промышленных группах. Как отмечалось на международной научно-практической конференции "Опыт и проблемы формирования и развития межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп" (апрель 1997 г.), руководство Национального банка Казахстана исходит из того, что кредитные институты этой страны еще недостаточно "созрели" для инвестирования средств в ФПГ, а формирование инвестиционных банков идет слишком медленно.
Однако, несмотря на все имеющиеся сложности, к середине 1997 г. в России имелись достаточно интересные предложения о создании ФПГ с участием предприятий Узбекистана, Киргизии, Туркменистана и был подписан ряд соглашений о создании новых ТФПГ.
При формировании стратегии вхождения российских ФПГ на мировые рынки необходимо обратить особое внимание на перспективные направления развития внешнеэкономической деятельности.
Особую роль для России, как и для других высокоразвитых в области машиностроения стран, играют рынки вооружений, в производстве которых наша страна занимает все еще лидирующее положение.