Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.
Североевропейская модель рыночного хозяйства характеризуется важной ролью государства, которая проявляется в проведении государством экономической политики, служащей целям макроэкономического регулирования, а также в существовании значительного государственного сектора экономики. Благодаря этому государство на Севере Европы не только регулирует совокупный спрос, оказывая влияние на профилирование финансовых, трудовых и товарных ресурсов, но и влияет на конкурентоспособность промышленности, предоставляя относительно дешевые и качественные инфраструктурные и социальные услуги, а также прямо участвует в материальном производстве, увеличивая ВВП страны.
В отличие от англосаксонской традиции, которая в первую очередь направлена на сферу обращения, североевропейская модель государственного регулирования в большей мере обращена непосредственно на производство товаров, услуг (особенно социальных), интеллектуальных и культурных ценностей. Эта модель развития основана на гармоничном сочетании рыночных механизмов с государственным регулированием и допускает существование государственных предприятий в сфере производства. Такое сочетание, идеологически основанное на понятии общего блага (общего благосостояния), приводит к созданию смешанной экономики, которая (по мнению норвежского исследователя Эрика Райнерта) содействует экономическому росту, так как позволяет воспользоваться эффектом синергии, возникающей благодаря сочетанию противоположностей. Такой подход, подразумевающий признание существования системного общественного блага весьма отличается от англо-саксонских либеральных концепций, основанных на индивидуализме.
Установившаяся в североевропейских странах хозяйственная система отличается от других стран Запада по:
- своим теоретическим основам (включая признание концепции общего блага или благосостояния, окружающей природной среды — в качестве важного общественного блага, а национальной инновационной системы — в качестве приоритета);
- своей экономической политике и практическим действиям в социально-экономической сфере, которые направлены на создание универсальной системы социальной поддержки, особой системы налогообложения;
- этике предпринимательской деятельности и признанию бизнесом своей социальной и экологической ответственности;
- характеру и степени вмешательства государства в рыночные механизмы, а также по его роли в совокупном производстве тех товаров и услуг, которые имеют социальную направленность.
Эти отличия отражаются во множестве важных макроэкономических показателей, таких как доля госбюджета и налогов в ВВП, удельный вес социально значимых статей в бюджете государства, размеры социальных пособий и степень поддержки социально уязвимых групп населения, доля бизнеса в финансировании общественно значимых расходов и т.д. По всем этим показателям Скандинавские страны и Финляндия являются лидерами в ЕС.
Например, в 2006 г. доля государственных расходов в ВВП в Швеции составила 65% (в отдельные годы — в 1980 и 1985 гг. — это соотношение поднималось даже до 70%2), в Дании — 68%, в Финляндии — 55%, что заметно превышает средний уровень ЕС или ОЭСР. Структура государственных расходов, характерная для Швеции, с небольшими вариациями отмечается и в других Скандинавских странах и в Финляндии. В том же 2006 г. на социальные расходы (социальная защита, здравоохранение, образование) приходилось 60—70% в отдельных странах Севера Европы, что также превышает уровень ЕС или ОЭСР и подтверждает социальную ориентацию их экономического развития.