Северная Европа. Политика приватизации.
Норвегия сохраняет сильный государственный сектор, опираясь на следующие доводы:
1) Государственные предприятия позволяют сохранять качественные и дешевые общественные услуги, а также осуществлять государственную монополию в необходимых случаях (торговля алкогольной продукцией).
2) Государственная собственность позволяет сохранять национальный контроль над стратегическими отраслями (добыча топлива, финансы, освоение арктических территорий), а также над использованием природных ресурсов, имеющихся у страны.
3) Сохранение государственной собственности гарантирует, что штаб-квартиры будут размещаться в Норвегии, следовательно, эти компании будут платить налоги именно в Норвегии, а также использовать местный персонал. Приватизация, как правило, сопровождается сокращением занятости.
В 1994 т. государственная компания «Телеверкет» была преобразована в АО. Правительство продолжало регулировать рынок телекоммуникационных услуг через государственную компанию «Теленур». В электроэнергетике приватизация привела к разделению на «Стагнетт» и «Статкрафт».
После вступления в действие соглашения о ЕЭП Норвегия была вынуждена преобразовать государственную монополию по торговле лекарствами «Норск Медисинальдепо» сначала в государственное АО, а затем продать 17% акций новой компании.
Приватизация часто влечет за собой рост цен на предоставляемые услуги. До 1983 г. в Норвегии было много коммунального жилья, теперь 75% населения проживает в собственных квартирах. Поскольку государственные субсидии на муниципальное жилье были устранены, стоимость аренды выросла на 35—40% за вторую половину 1990-х гг., а в столице — даже на 50%.
Государственные предприятия сыграли значительную роль в индустриализации Финляндии и в последующем ее переходе к постиндустриальному социально ориентированному обществу. Но на протяжении 1990-х гг. в стране было ликвидировано несколько государственных предприятий: государственное издательство, государственный компьютерный центр, центр картографии, Финский институт общественного управления и т.д. Начало политике приватизации положило коалиционное правительство в 1993 г., но пришедшее ему на смену правительство левого центра во главе с П. Липпоненом продолжило приватизацию. Первыми были частично приватизированы компании «Оутокумпу», «Вальмет», «Раутаруукки». Затем были приватизированы: компания по производству электроэнергии, телекоммуникации, государственные компании, действовавшие в машиностроении и нефтепереработке, общественный транспорт в Хельсинки, а также частично — воздушное сообщение.
В государственной собственности остаются оборонная промышленность, энергетика, почта, телекоммуникации (частично), розничная торговля алкогольными напитками. Частично были приватизированы следующие компании: «Финланд Телеком», бывшая «Сонера», ныне — «Телиа Сонера» (телесвязь), «Несте», (нефтепереработка и химия), «Кемира» (обрабатывающая промышленность), «Финнэйр» и «Финнлайнс» (транспортные перевозки), «Фортум» (энергетика), «Оутокумпу» (обрабатывающая промышленность), «Раутаруукки» (металлургия и металлообработка), «Сампо» и «Спонда» (финансовые услуги и торговля недвижимостью), «Стура Энсо» (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), «Валмет» (машиностроение). В этих компаниях финское государство сохраняет пакеты акций различного размера в диапазоне от 0,53% («Финнлайнс») до 55,78% («Финнэйр»), Полностью была продана в частные руки компания «Оутокумпу Технолоджи», которая является владельцем ценных промышленных технологий. В 2004 г. финский парламент принял решение полностью приватизировать четыре финские компании («Телиа Сонера», «Спонда», «Метсо», «Стура Энсо»), снизить государственный пакет акций в двух компаниях («Раутаруукки», «Кемира»), Однако на 2007 г. все еще не было предложено программы дальнейшей приватизации.
Компания «Прималко» была отделена от сети магазинов «Алко» в целях последующей приватизации, и она ушла в руки компании «Алтая Груп». Общественный транспорт в Хельсинки, ранее находившийся в государственной собственности, ныне перешел в частные руки. В настоящее время политика приватизации идет по пути уменьшения государственного пакета акций в предприятиях: предполагается снизить размер государственного участия в «Оутокумпу» — с 39,6 до 10%, в «Раутаруукки» — с 40 до 20%, в «Кемира» — с 56,2 до 15%.