Северная Европа — общество инновационной культуры.
Инновационная деятельность предъявляет особые требования к качеству человеческого потенциала. Важна не только способность к анализу новой информации, но и к приобретению новых знаний и навыков в самом процессе инновационной деятельности, иными словами — способность к самообучению и самопрограммированию в процессе трудовой деятельности, что усиливает творческий характер трудовой деятельности. Если бизнес, наука и образование имеют более или менее равный социальный статус и обеспечивают примерно одинаковый уровень доходов, то человеческие ресурсы распределятся в соответствии с их качеством. В противном случае резкое различие доходов и социального статуса приводит к искажению распределения человеческих ресурсов, причем, когда отсутствует инновационный климат — не в пользу инноваций. Если отдельные звенья инновационной цепочки не получают качественных человеческих ресурсов (впрочем, это касается и других ресурсов тоже), то инновационный цикл остается незавершенным, и тогда вложенные ресурсы не окупаются.
Инновационная политика имеет особый характер выработки и реализации. С одной стороны, она должна получить четкое концептуальное обоснование и поддержку адекватными механизмами реализации. В то же время, она носит интеграционный характер. То есть она вплетается в ткань структурной, региональной, экологической, социальной, образовательной и других направлений политики, которые, с одной стороны, создают социальный и экономический заказ на инновации, с другой стороны, позволяют ввести механизмы их реализации. Инновации, являясь особым объектом управления, пронизывают все другие направления политики и практической деятельности.
Инновационная политика и инновационная деятельность высокочувствительна к ресурсному обеспечению. Оно должно носить многокомпонентный характер, некоторые из ресурсов не являются свободно производимыми и не могут быть свободно куплены на рынке, так как они являются специфическим продуктом инновационной культуры. Значение имеет не только достаточный уровень финансирования (в Финляндии и Швеции он более 3%), но и сбалансированность ресурсов по составу, их концентрация на критических направлениях (там, где возможно накопление критической массы) и т.д. Все ресурсы должны быть увязаны в организационном плане и согласованы по количественным и качественным параметрам.
Важен состав и количественные параметры ресурсов, которые включают в себя финансовые, материально-технические (в том числе коммуникационная инфраструктура и информационные сети) и человеческие (студенты и научные работники, уровень квалификации профессиональных кадров, способность к обучению, социальная защищенность, коммуникативность и способность к кооперации) ресурсы. Имеют значение также их качественные характеристики и условия, в которых эти ресурсы используются, например: особенности системы образования, степень развития кооперационной культуры, наличие навыков коммуникации и т.д. В состав ресурсов входят такие специфические виды, как: информационные и технологические ресурсы, организационный ресурс, развитие технологической интеграции и кооперации (возможности организационного объединения различных звеньев инновационной цепочки, например, с помощью инновационных программ, проектов или иным образом). Имеет значение также поддержка государственных органов, непротиворечивость (согласованность) разных направлений политики. Важен также коммуникационный ресурс (возможность интерактивной коммуникации между участниками), политический ресурс (то есть поддержка на микро-и макроуровне политическими средствами), ресурс новизны и уникальности (новыми могут быть не только знания, навыки и умения, но и комбинация различных факторов). Далеко не все ресурсы могут быть обеспечены чисто рыночными методами, некоторые из них являются политическим, культурным или инфраструктурным продуктом.