Опыт создания социально ориентированной модели развития экономики стран Северной Европы.
Основные черты североевропейской социально-экономической модели сложились уже в 60-е годы XX в. Исходным пунктом перехода к особой модели развития можно считать увеличение доли государственных расходов в совокупном общественном продукте соответствующей страны. В Швеции, например, она выросла с 30% в 1950-х гг. до 45% в 1960-е гг., достигнув максимума на уровне свыше 60% в 1990-е гг. Североевропейская модель появилась в результате длительного исторического поиска путей обеспечения социального, экономического и политического баланса. Он основывается на высоком уровне благосостояния и социальной обеспеченности, в результате чего политическая элита этих стран выработала особый стиль гибкого политического маневрирования, направленного на превентивное предупреждение политических, социальных и экономических конфликтов, которые, как известно, связаны с высокими социальными издержками.
В понятие североевропейской модели входят следующие элементы:
- развитый государственный сектор, особенно в области инфраструктуры и социальных услуг, частично охватывающий само производство (например, электроэнергии);
- гражданское согласие, социальный консенсус, достигаемый на основе взаимного признания законных, экономически обоснованных интересов всех основных групп населения и их вовлечения в процесс выработки государственной политики (помимо политических партий в этом участвуют профсоюзы, объединения предпринимателей, кооперативные организации, ассоциации арендаторов, другие общественные, культурные, образовательные, религиозные организации, средства массовой информации);
- устранение резкой дифференциации доходов и их относительно равномерное распределение в целях достижения общества всеобщего благоденствия североевропейского образца;
- сотрудничество между трудом и капиталом в форме социального диалога при государственном регулировании рынка труда;
- поддержание занятости на высоком уровне и создание универсальной системы социальной защиты для всех слоев населения.
Реализация такой модели развития на практике, естественно, не возможна без активного государственного вмешательства, использующего самые разнообразные инструменты регулирования экономической, социальной и политической жизни в целях достижения и поддержания состояния «экономической и социальной безопасности». В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия североевропейского типа (шведский вариант — «Дом для народа») в это понятие включается относительное равенство в распределении доходов (что обеспечивает социальную однородность общества), а также равенство возможностей для молодых граждан страны независимо от финансового положения их родителей, благодаря бесплатному образованию, вплоть до высшего, и доступному (бесплатному или дотационному) здравоохранению, а также приоритет высокой занятости и развитие человеческого капитала.
Экономическая роль социально ориентированного государства выражается не только в перераспределении растущей части национального продукта, но и во вмешательстве на рынке труда (особенно активном, начиная с конца 1970-х гг.), в инвестиционные процессы. Предпринимательскому сектору предоставляются инвестиционные льготы и даже государственные кредиты благодаря созданию в 1960-х гг. системы государственных пенсионных фондов, поддержки инновационных процессов и внешнеэкономической экспансии.