Опыт создания социально ориентированной модели развития экономики стран Северной Европы.

Одним из важнейших условий существования государства всеобщего благоденствия является концентрация в руках государства значительной части общественного продукта, создаваемого в стране за год. Во всех странах — членах ЕС эта доля превышает средний уровень для стран — членов ОЭСР, а в североевропейских странах она превышает показатели ЕС, варьируя в разные годы от 43 до 68%.

Второе условие социального государства состоит в том, что в структуре расходов государственного бюджета значительную роль играют социально значимые расходы, они могут даже стать преобладающими, что, собственно говоря, и позволяет говорить о социальной ориентации развития соответствующих государств.

И первое, и второе условие сохраняются в экономике всех стран Европейского Севера на протяжении длительного периода времени.

Поддержанию социальной ориентации содействует то, что общеэкономическая ситуация в странах ЕС и на Севере Европы в девяностые годы, несмотря на некоторые колебания конъюнктуры, развивалась в благоприятном направлении. Размер валового внутреннего продукта, производимого на душу населения, во всех странах Европейского Севера заметно выше, чем среди 15 стран ЕС в среднем (в Норвегии— значительно выше). Северная Европа переживает период низкой инфляции, что опять-таки отличает ее в лучшую сторону по сравнению с ЕС. Благодаря тому, что показатели экономического развития в Скандинавских странах и Финляндии превышают средние для ЕС, реально социальные выплаты, которые приходятся на одного жителя Северной Европы, заметно превышают средние для Европейского союза показатели. Высокий уровень экономического развития в странах — членах ЕС сопровождается относительно низкой дифференциацией доходов и умеренной долей бедного населения.

В настоящее время, несмотря на тенденцию к сближению их социально-экономических моделей, страны ЕС все еще сильно различаются между собой по размерам социальной поддержки в расчете на душу населения, а также по структуре и уровню взимания налогов.

Третье условие социально ориентированного государства состоит в том, что оно в своем развитии опирается на развитый государственный сектор экономики и существование государственных предприятий. Они играют особенно важную роль в оказании инфраструктурных (в том числе коммунальных) и других социально значимых услуг, а именно: водоснабжение, энергетика, общественный транспорт, здравоохранение, почтовые отправления, телефонная и телевизионная связь, уход за престарелыми и инвалидами, присмотр за малолетними детьми, торговля некоторыми социально значимыми товарами (алкоголь, лекарства) и т.д. Передача этих услуг частным предприятия, как правило, влечет за собой сокращение численности занятых (а следовательно, интенсификацию труда, возрастание заболеваемости и травматизма), рост цен на оказываемые услуги, что увеличивает расходы государства на компенсацию соответствующих расходов.

Если еще в 1980-е гг. госсектор в отдельных странах ЕС, таких как Швеция, Австрия и Финляндия, превышал 20% ВВП, производимого в стране, то в настоящее время в большинстве европейских стран, включая североевропейские, он не выходит за пределы 5—10%. В 1990-е гг. во всех европейских странах проводилась приватизация, причем в тех странах, где государственный сектор экономики был более развитым, этот процесс принял более крупные масштабы. Исключение представляет Норвегия, где приватизация осуществлялась в скромных размерах. По числу занятых в государственном секторе экономики в рамках ЕС также лидируют страны североевропейского региона. В Дании, Норвегии и Швеции эта доля достигала на пике развития государственной собственности 20—30%; сейчас она не выходит за пределы 190-200 тыс. человек.

Британский ученый Декстер Уайтфильд оценивает политику приватизации следующим образом: «Приватизация не только обедняет государственный сектор. Это — широкомасштабная стратегия, направленная на пересмотр государства всеобщего благоденствия и сужения социальных услуг, оказываемых государством в интересах капитала».

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2019 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 сентября снижается
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 сентября снизилась на 0,53% и составила 45471,849 млрд руб.
19:21Мосбиржа зарегистрировала допвыпуск облигаций девелопера "Легенда" на 545,3 млн рублей
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,8332 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 70,7617 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,0726 руб.
18:59Рынок акций РФ завершил третий квартал на пессимистической ноте
18:55Fitch сохранило прогноз цены Brent на уровне $65 за баррель в 2019 г.
18:50Австралия понизила прогноз мирового спроса на сталь в 2019-2021 гг.
18:45Saudi Aramco увеличит дивиденды на 29%, до $75 млрд в 2020 г.
18:40Пассажирские авиаперевозки в РФ в 2019 г. вырастут на 10,7%, грузовые снизятся почти на 5% - материалы к бюджету
18:34PayPal первым из иностранных игроков получит доступ к рынку платежных услуг КНР
18:30Профицит бюджета РФ в 2019 г. может составить 0,6% ВВП - материалы к проекту бюджета 2020-2022 гг.
18:25Турпоток из России в Турцию вырос за 8 месяцев на 15%
14 октября 2019 г.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,3151 руб.
Заказать сруб для бани — недорого, быстро и надежно Обратившись к нам, вы можете заказать сруб для бани дешево и любой сложности. Стоит базовая комплектация сруба бани недорого, а при необходимости в нее могут быть внесены дополнения и изменения. Также, у нас можно заказать строительство бани в ленинградской области по собственному эскизу или по индивидуальному проекту.