Северная Европа. Причины и направления реформирования социальной сферы.

С 1970-х гг., когда произошел энергетический кризис, в социально-экономическом развитии Скандинавских стран (за исключением Норвегии) стали накапливаться негативные тенденции: замедлился экономический рост, ухудшилось состояние государственных финансов, стала увеличиваться неравномерность в доходах, а в 1990-е гг. под угрозой оказалась финансовая устойчивость. Доля государственного бюджета и социальных расходов в валовом внутреннем продукте страны приблизилась к максимально возможным показателям.

Одновременно увеличивалась доля населения, основным источником доходов которых стали государственные пособия и пенсии. В Швеции, например, она возросла до 2/5 в 1995 г. (против 1/5 в 1960 г.), а вместе с государственными служащими достигла 2/3 населения (против менее 1/3 в 1960 г.). Соответственно доля занятых в рыночном секторе экономики сократилась до 1/3 (против более чем 2/3 в 1960 г.). Число занятых в государственном секторе экономике Швеции вместе с живущими на социальные пособия превысила в середине 1990-х гг. число занятых в рыночном секторе. Аналогичные тенденции имели место в Дании. Такая ситуация, естественно, усиливала финансовое давление на государственный бюджет. Все это вело к замедлению темпов экономического роста, снижению международной конкурентоспособности и усилению вывоза капитала из страны, так как предприниматели стремились избежать чрезмерно высоких расходов на наем отечественной рабочей силы. Стало ясно, что необходима корректировка курса. Был достигнут политический консенсус относительно того, что масштабы государственного вмешательства достигли своего «потолка» и наступило время, когда модель нуждалась в трансформации.

В Швеции необходимость реформирования стала особенно острой на рубеже
1980-х и 1990-х гг., чему способствовало:

а) Усиление «бегства» шведского капитала за границу из-за высокой стоимости национальной рабочей силы. В тот период объем капитала, вывезенного за границы Швеции, заметно превысил объем иностранных инвестиций внутри Швеции.

б) Предстоящее присоединение Шведского королевства к Европейскому союзу требовало согласования общеэкономической стратегии страны с теми принципами, которые применяются в рамках ЕС.

в) Стали нарастать некоторые отрицательные явления, такие как усиление дефицита государственного бюджета, замедление темпов экономического развития, рост безработицы, увеличение социальных выплат со стороны государства, снижение стимулов к повышению образования и трудовой квалификации из-за низкой дифференциации оплаты труда, снижение конкурентоспособности некоторых компаний из-за политики солидарной зарплаты. В результате Швеция переместилась с 4-го места в мире по размерам ВВП на душу населения в 1970 г. на 16-е место в 1995 г. среди стран — участниц ОЭСР. Идеологической подоплекой реформы послужило усиление влияния неолиберальной идеологии в условиях глобализации, присоединения к ЕС, валютно-финансовых затруднений в тех странах, которые развивались по социально ориентированной модели. Аналогичные тенденции, хотя и в менее острых формах, проявлялись и в других североевропейских странах (кроме Норвегии), что привело к падению популярности и влияния партий социал-демократического толка и ликвидировало их преимущественное положение внутри своих стран. В Дании и Норвегии нормой стал приход к власти коалиционных правительств парламентского меньшинства.

Трансформация североевропейской модели осуществляется по следующим основным направлениям: проведение налоговой реформы; уменьшение дефицита госбюджета; некоторое сокращение финансирования социальных программ, введение адресной социальной поддержки вместо универсальной; интенсификация использования человеческих ресурсов, увеличение расходов на образование, повышение квалификации и переподготовку рабочей силы; проведение широкомасштабной приватизации государственных предприятий. Все это сопровождается усилением инновационной и экологической составляющей экономического развития, что подтверждает, что эти страны не собираются сворачивать с пути социальной ориентации.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
16 апреля 2024 г.
08:14Жилищное строительство в РФ выросло за 1-й квартал рост на 1,5% - Росстат
08:09Почти все фондовые индексы Европы выросли, исключением стал - британский
08:01ЦБ РФ установил курс доллара США на сегодня в размере 93,5891 руб., курс евро - 99,7934 руб.
Андрей Никулин: "Имперские" расходы" Газовый долг Приднестровья перед Россией - порядка шести миллиардов долларов по данным Коммерсанта" theatretabard.net/categories/v-dushe/ Насколько понимаю, не платят принципиально, еще с 90-х годов, хотя регион промышленный и относительно платежеспособный", - пишет аналитик и публицист на своей странице в ."Приднестровцы - милейшие люди, но самый хороший нрав не может объяснить мне, как можно дотянуть ситуацию до того, что каждый