Северная Европа. Причины и направления реформирования социальной сферы.

Для разработки практических шагов по реформированию экономики и разработки среднесрочной программы действий шведское правительство создало государственную комиссию из независимых экспертов во главе со шведским ученым, профессором Стокгольмского университета Ассаром Линдбеком. Комиссия, проанализировав состояние экономики Швеции, пришла к выводу, что кризис является следствием комплекса причин, и она выработала рекомендации по выходу из сложившейся ситуации, обеспечению экономической стабильности, роста производства и его эффективности, большая часть которых была реализована на практике коалиционным правительством.

Это была программа реформирования шведской экономической модели на основе применения монетаристких, либерально ориентированных методов, и ее реализация привела к сокращению государственных расходов, жизненный уровень сократился, правда, незначительно (около 10%). Но на следующих выборах население проголосовало за возврат к власти социал-демократического правительства. На смену правительству Ингвара Карлссона пришло социал-демократическое правительство Йорана Перссона, которое, однако, продолжило курс либеральной реформы, так как этого требовало присоединение Швеции к ЕС. В настоящее время Швеция восстанавливает свои рейтинги по основным показателям, характеризующим качественное развитие экономики, а по рейтингу в сфере инноваций является мировым чемпионом, что позволяет положительно оценивать перспективы развития шведской экономики. После прихода осенью 2006 г. нового коалиционного правительства в Швеции ее социально-экономическая реформа продолжается.

Реформирование социальной сферы осуществляется во всех североевропейских государствах в два этапа: первый — в 1970-е гг., а второй — в 1990-е гг. Последнее десятилетие XX в. характеризуется распространением неолиберальной доктрины, воплощаемой на практике в неолиберальной политике. Поскольку, как признали П. Химанен и М. Кастелс, само становление социального государства произошло под давлением «угрозы социализации», то устранение социализма в Европе с исторической арены имело своим следствием ослабление позиций социального государства и в теоретической, и в практической сфере.

Критика в 1970-х гг. принципов и практики государства всеобщего благоденствия в 1990-е гг. вылилась в более кардинальное реформирование (по сравнению с первой попыткой) социального государства, включая приватизацию, дерегулирование, жесткую финансовую дисциплину, свертывание социальных услуг, оказываемых государством путем частичной их передачи на конкурсной основе частным предприятиям и т.д.

Не в пользу социального государства действует ряд серьезных факторов:

  • Для всех стран ЕС характерно возрастание удельного веса пожилых возрастов и увеличение безработицы, что делает поддержание социального государства все более дорогостоящим. Так называемое старение населения, представляет собой отдаленное «эхо» женской эмансипации и представляет собой своеобразную демографическую расплату за политику социально-экономического равенства полов, которая имеет своим неизбежным следствием катастрофическое падение рождаемости.
  • Глобализация ведет к усилению влияния ТНК и иностранного капитала на развитие национальной экономики, в том числе и в североевропейских странах, длительное время слабо участвующих в процессах международного перелива капиталов. Происходящее ныне взаимное переплетение капиталов и воспроизводственных процессов ведут к унификации социально-экономических условий и моделей. Игнорирование возможностей, вызываемых глобализацией, грозит утечкой капитала в страны с дешевой рабочей силой и низкими социальными стандартами, что повлечет за собой сокращение темпов экономического роста и возрастание безработицы.
  • Критерии евро, накладывающие жесткие ограничения на государственные финансы, устанавливают потолок дефицита государственного бюджета на уровне 3% ВВП.
  • Лиссабонская стратегия, согласованная странами — членами ЕС, требует повышения международной конкурентоспособности европейской промышленности, чтобы выдерживать конкуренцию со странами с дешевой рабочей силой. Расширение ЕС на Восток дает возможность понизить планку социальных завоеваний рабочего класса в Западной Европе в связи с возможностью социального демпинга со стороны стран — новичков в ЕС.
  • Утверждение в соответствии с указаниями органов ЕС практики проведения открытых торгов или принудительных тендеров на оказание общественных услуг, например, транспортных, что открывает этот сектор экономики для частного капитала.
  • Сокращение государственного сектора экономики в результате приватизации и так называемой корпорационализации (то есть происходит преобразование государственных служб и ведомств, оказывающих социальные услуги или выполняющих важные социальные функции в акционерные общества, что чаще всего, служит подготовкой к последующей приватизации).
  • Разработка и принятие в ВТО Генерального соглашения по торговле услугами требует выравнивания условий конкуренции на рынке услуг, в том числе услуг социального характера и т.д.

    Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
18 апреля 2024 г.
13:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 13:00 мск 18 апреля движется разнонаправленно
13:10В первом квартале "Мосэнерго" увеличило выработку электроэнергии на 3,8%, отпуск тепла - на 9,3%
13:06Средний курс покупки наличного доллара США в банках Москвы достиг максимального значения за месяц и составляет 93,5567 руб.
Срочная замена испорченного стеклопакета, осуществляется в день обращения.. Мы возьмем на себя все необходимые работы по замене: оперативный замер, бережную доставку и качественную установку. Весьма продолжительный опыт позволяет нам с легкостью выполнять замену стёкол в стеклопакетах, изготовленных из любых профилей: пластиковых, деревянных или алюминиевых. Мы также заменим стекла в деревянных окнах советского образца.