Северная Европа и интеграция: превратности отношений с ЕС.
После вступления Дании в ЕЭС, в ее сельское хозяйство увеличился приток инвестиций, а доля аграрного производства в ВВП стабилизировалась. С 1980-х гг. ЕЭС перешел к политике ограничения аграрного производства, за превышение квот производства взимаются штрафы. Все датские фермы, размер которых превышает 10 га, должны представлять в Министерство сельского хозяйства Дании план севооборота и использования удобрений, что говорит о высокой степени регулирования датского сельского хозяйства.
В датской политике по отношению к ЕЭС/ЕС можно выделить три этапа.
1. В 1972—1986 гг. был сделан акцент на экономическую природу сотрудничества: поддержка общей аграрной политики (ОАП), общего рынка и готовность участвовать в совместном финансировании деятельности ЕЭС. Дания выиграла от введения в ЕЭС общей политики в области рыболовства. Но уже в июне 1985 г. Дания выступила против идеи пересмотра Договора о ЕЭС — так называемый Единый европейский акт был отклонен датским фолькетингом и был ратифицирован только после референдума.
2. В 1986-1992 гг. Дания поддерживала курс на углубление интеграции, так как шло формирование единого внутреннего рынка ЕЭС, что соответствовало интересам страны. Дания даже приняла Социальную хартию, хотя она не совсем отвечает ее интересам в части гармонизации налогообложения. Дания выступила за распространение политики ЕЭС на новые сферы: здравоохранение, культуру, образование. В 1988 г. Дания либерализировала движение капиталов даже раньше, чем другие страны ЕС. Фолькетинг одобрил Маастрихтский договор подавляющим большинством голосов. Но первоначально он был отвергнут населением и утвержден решением всенародного референдума после внесения так называемых датских оговорок, касающихся валютной, военной и внешнеполитической сферы, а также интеграции в сфере юстиции и внутренних дел. Дания получила право не присоединяться к военному сотрудничеству, единой валюте и не участвовать в едином гражданстве и наднациональном правовом взаимодействии. Это позволяет ей сохранять право вето по оборонным, правовым (особенно чувствительным для Дании являются вопросы налогообложения), социальным и трудовым вопросам, касающимся регулирования рынка труда; а также по вопросам общего гражданства. Дания оговорила в протоколе о своем присоединении к Маастрихтскому договору, что она сохраняет запрет для иностранцев приобретать в Дании загородные дома.
3. После референдума 1992 г. в Дании возобладало более осторожное, чем раньше отношение к ЕС. Правительство твердо следовало ограничениям, записанным в Эдинбургском соглашении от декабря 1992 г. Поскольку экономический рост в Дании сопровождался увеличением безработицы в 1990-е гг., то сейчас акцент сделан на обеспечении занятости. Это по ее предложению в Амстердамский договор был включен специальный раздел по занятости. С 1986 г. Дания внутри ЕС заостряет внимание на экологической проблематике. Датские предприниматели усиливают свою поддержку ЕС, так как видят в нем инструмент для сокращения расходов на государство всеобщего благосостояния. Однако широкие слои датского населения настроены против создания на базе современного ЕС Соединенных штатов Европы. Ведь в Дании существует сильное антиевропейское движение еще с 1972 г., когда встал вопрос о вступлении в эту группировку. Дания стабильно выступает против унификации системы социального обеспечения между странами ЕС, а также против голосования по социальным вопросам на основе простого большинства, сохраняет свои особенности в отношении правил приема иностранной рабочей силы, хотя для квалифицированных кадров они являются более благоприятными. Страна выступает также против унификации налоговых систем странами — участницами ЕС. В частности, если ставка НДС снизится до уровня ЕС (с 25 до 15%), то датский бюджет станет дефицитным.