ОЭСР. Либерализация иностранных инвестиций.
Учитывая исторически сложившееся первоочередное внимание ОЭСР к сфере международной миграции капитала и деятельности ТНК, можно предположить, что и от России Организация потребует прежде всего активных усилий по адаптации к уже выработанным ею стандартам. На практике это будет означать необходимость принятия нашей страной мер по либерализации государственного регулирования притока иностранного капитала.
Нормативные документы ОЭСР по международной миграции капитала можно подразделить на две категории. К первой относятся межгосударственные соглашения, имеющие обязательную юридическую силу для стран-участниц. Правда, каких-либо инструментов принуждения к их выполнению (штрафов или санкций за несоблюдение) в ОЭСР не предусмотрено. Наоборот, есть важная оговорка, что такие соглашения могут выполняться лишь в той мере, в какой они не вступают в противоречие с национальным законодательством.
Ко второй категории можно отнести документы, именуемые декларациями или конвенциями. Де-юре они не накладывают на отдельные страны каких-либо регламентирующих обязательств, но де-факто имеют немалое значение как своего рода рекомендации по внедрению наилучшим образом зарекомендовавшего себя обобщенного опыта национального регулирования иностранных капиталовложений (прямых, портфельных и проч.). Речь идет о таких вопросах, как способы улучшения инвестиционного климата, разрешения проблем и конфликтов, связанных с трансграничным перемещением капитала, средства защиты прав инвесторов и акционеров, с одной стороны, и национальных интересов страны-реципиента - с другой.
Среди документов первой категории следует прежде всего отметить принятый еще в 1961 г. Кодекс либерализации движения капиталов. В дальнейшем в него было внесено в общей сложности около 200 поправок (последние - в 1993 г.). Кодекс возложил на подписавшие его государства "добровольно-принудительную" обязанность постепенно снижать, а затем и полностью устранить существующие барьеры на пути трансграничной миграции капиталов, а также воздерживаться от введения новых рестрикций и ужесточения действующего порядка регулирования капитальных операций. Однако твердых обязывающих сроков либерализации в Кодексе не обозначено, а отмена либо смягчение ограничений должны в каждом конкретном случае проводиться каждой страной-участницей в одностороннем порядке без каких-либо межгосударственных согласований. Что касается собственно функций ОЭСР в процессе либерализации, то действует механизм странового мониторинга, осуществляемого Комитетом по движению капиталов и невидимой торговле.
Если возникает подозрение, что государство -участник Кодекса какими-либо законодательными, административными, налоговыми и иными действиями ставит под угрозу уже осуществленную либерализацию, затрудняет совершение сделок или трансфертов в области международных инвестиций и тем более применяет дискриминационные меры, то любая страна ОЭСР может подать жалобу в этот комитет, что может привести к последующему ее рассмотрению на Совете ОЭСР. Правда, опять-таки, даже если органы ОЭСР установят обоснованность таких подозрений и жалоб, это не влечет за собой каких-либо санкций к стране-нарушителю. Ст. 16 Кодекса наделяет Организацию лишь правом "высказать свои соображения" относительно необходимости отмены тех мер национальной экономической политики, которые вступают в противоречие с принципами либерализации, закрепленными в данном документе. Предусмотрено также, что в подобных обстоятельствах страна, инициировавшая запрос о совершенных каким-либо членом организации нарушениях или подавшая соответствующую жалобу, может вступить в двусторонние переговоры с прочими государствами-членами, интересы которых также оказались затронутыми указанными обстоятельствами.
Мягкий, консенсусный характер регламентации выражается и в том, что Кодекс допускает для членов ОЭСР ряд возможностей и оснований для введения и реализации изъятий (оговорок) из общего порядка либерализации в области международной миграции капитала. Страны могут изменять свои законодательные, подзаконные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трансграничные инвестиции, а Организация просто ставится в известность о соответствующих национально-государственных решениях.