О деятельности коллекторского агентства MORGAN & STOUT credit management service.
Методика работы компании предполагает индивидуальный и комплексный подход к обслуживанию клиентов, включающий использование эффективных и во многом инновационных западных технологий, а также внедрение международных стандартов качества в российскую практику коллекторского бизнеса. Мы применяем, например, четыре метода взыскания задолженности: письменные коммуникации (письма, интернет-сообщения, е-мейл), телефонные и другие переговоры с должником, судебное взыскание и в последнюю очередь выездные коллекторы. При реализации этих методов мы активно используем различные апробированные мировой практикой технологии, программы.
В России, по официальным данным, доля просроченной задолженности составляет 2,5% (во многих зарубежных странах она выше). Мы оцениваем удельный вес просроченной задолженности в России в 10-12% в среднем по рынку. Российские банки передают коллекторам для работы, по неофициальным данным, примерно 20% такой задолженности (в западных странах - примерно 15-30%). Там банки сначала обычно сами работают с долгами, и лишь примерно через полгода просроченная задолженность может передаваться для работы коллекторским агентствам как посредникам по взысканию задолженности. Чаще всего передают долги со сроком 1-2 года с момента просрочки. Продают же банки долги, находящиеся на их балансе, обычно в течение 5-6 лет, хотя, если банку по ка-ким-то причинам нужна наличность, он может сделать это и раньше.
В России ситуация несколько иная. Пока ваши коллекторские агентства отмахиваются от долгосрочной работы, может быть, в не последнюю очередь благодаря банкам, которым хочется быстрее разобраться с долгами. Никто не хочет наблюдать за должником 5—6 лет. А ведь заемщик мог потерять работу, поменять имя, переехать в другой город, уехать за границу и потом вернуться либо поменять телефон. Все это не значит, что он исчез. Если он не мошенник и находится в добром здравии, всегда есть шанс взыскать долг, просто для этого строится другая схема взыскания. В настоящее время норма взыскания долгов коллекторскими агентствами в России - всего 8-10%, что очень мало.
В США и Европе коллекторы собирают от 30 до 60 % долгов. На российском рынке коллекторских услуг сейчас вместо кропотливой работы, рассчитанной на длительный период, происходит «снятие сливок», т.е. то, что можно сделать очень быстро. Такой подход, по нашему мнению, несерьезен и говорит об отсутствии долгосрочной стратегии работы коллекторского бизнеса. Если по-настоящему отслеживать историю заемщика, в том числе с применением специального программного обеспечения, то можно увидеть тот момент, когда он может вернуть долг. Причем программа сама напоминает агентству, что наступил благоприятный момент для работы по взысканию задолженности, и тогда принимаются все необходимые меры. Таким образом, надо тщательно и высокотехнологично работать с просроченной задолженностью. MORGAN&STOUT планирует минимальную норму возврата на уровне 25-30%.
Сегодня финансово-кредитные организации проявляют большой интерес к деятельности коллекторских агентств, в частности, инвестиционные банки, которые являются акционерами ряда известных иностранных коллекторских агентств. Имеется такой интерес и к MORGAN&STOUT.
В США и европейских странах существуют регуляторы рынка коллекторских услуг. В законе должны быть четко прописаны нормы, регулирующие деятельность коллекторских агентств, специальные правила, ограничивающие коллекторов при работе с должниками. Например, в США нельзя звонить должнику после определенного времени, нельзя беспокоить его в воскресенье, нельзя угрожать клиентам. Кроме того, коллекторский бизнес должен быть застрахован. MORGAN&STOUT, кстати, это делает. Такой бизнес также должен подлежать лицензированию. В России же этот рынок молодой, поэтому очень сложно все сразу сделать. Однако известно, что уже разрабатывается соответствующий законопроект, и мы будем принимать в этом участие. Надеемся, что в документе будет учтен лучший мировой опыт в этой сфере. Например, в Великобритании лицензирующий орган следит за соблюдением коллекторскими агентствами кодекса профессиональной этики, рассматривает все жалобы к их деятельности, занимается обучением и сертификацией специалистов коллекторских агентств.