Латинская Америка. Дерегулирование банковской деятельности.
Дерегулирование банковского сектора в регионе приобрело черты целенаправленной политики лишь в конце 80-х годов. В отличие от практики предшествующего десятилетия она проводилась в жизнь не изолированно, а как составная часть программ экономической и финансовой стабилизации, разработанных с участием МВФ. В Мексике, например, уже в первые два года реализации подобной программы, одобренной в 1987 г., из-под административного вмешательства было выведено примерно 70% всех видов банковских сделок. Схожие временные рамки были характерны и для большинства других латиноамериканских стран. Уже в начале 90-х годов активно-пассивные операции коммерческих банков совершались, в основном, в свободном режиме. Деятельность по мобилизации ресурсов и их последующему распределению, равно как и условия погашения стали определяться лишь с учетом спроса и предложения, состояния экономической конъюнктуры и рыночной тактикой. К середине 90-х годов только в Венесуэле сохранялись некоторые формы контроля над уровнем процентных ставок по отдельным видам кредитов.
Следует подчеркнуть, что процесс либерализации протекал параллельно с принятием мер по оздоровлению государственных финансов и развитию фондового рынка, прежде всего рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в отличие от практики 70-х годов сужение границ административного вмешательства сочеталось с проведением масштабного курса на совершенствование системы и механизмов надзора за банками, на упорядочение действующих и внедрение новых, более жестких, но одновременно и более оптимальных норм и правил, определяющих и регламентирующих основные параметры текущей работы банков. Среди них: коэффициент достаточности банковского капитала из расчета не менее 8% активов; градация или квалификация заемщиков по уровню их платежеспособности; установление лимитов кредитов, выдаваемых одному заемщику — физическому или юридическому лицу; повышение нормативов отчислений в резервные фонды; и т.д. Не меньшее внимание уделялось развитию практики внешнего аудита, совершенствованию методики бухгалтерского учета, обеспечивающего "прозрачность" банковских операций.
На этом пути, помимо формирования с применением рыночных механизмов основных направлений и принципов укрепления банковских структур на более или менее удаленную перспективу, преследовались и более конкретные цели. Непосредственно в практическом плане решались следующие задачи. Во-первых, с помощью более жесткой, но одновременно гибкой структуры регламентирующих норм и требований добиться повышения степени надежности и стабильности как отдельных кредитных учреждений, так и всей банковской системы в целом.
Во-вторых, на базе совершенствования механизма текущего контроля уже на ранней стадии выявлять негативные тенденции и заблаговременно блокировать возможность перерастания проблем отдельных субъектов ссудного рынка в системный кризис. В-третьих, не вмешиваясь в оперативную самостоятельность кредитных институтов, обеспечить выполнение ими основных рекомендаций и требований, выдвигаемых надзорными органами.
Наряду с внедрением современной системы нормативов и коэффициентов, получивших апробацию в международной практике, продолжает активно применяться и такой традиционный инструмент кредитного регулирования, как официальная ставка рефинансирования. Исключением, пожалуй, является лишь Аргентина, где значимость переучетных операций заметно ослабляется из-за жесткой привязки денежной базы к объему золотовалютных резервов, а также снижения роли Центрального банка Республики Аргентина в качестве кредитора последней инстанции. В большинстве других стран региона ставка рефинансирования остается, в частности, одним из важных индикаторов, характеризующих основные направления политики монетарных властей в области контроля над денежной массой в обращении и объемом кредитной экспансии.