Перспективы глобального рынка. Новые механизмы и локомотивы развития.

Сами глобальные компании не могут выйти из сложившейся ситуации, в которой оказались из-за действия объективных законов рыночной экономики и недооценки социальных факторов, определяющих общую картину жизни мирового сообщества. Их неспособность в одиночку сохранить свой рынок (а они его неизбежно потеряют, если не будут произведена реструктуризация мировой экономики и к рынку не будут подключены новые массы потребителей) объясняется, во-первых, тем, что они увлечены ожесточенной конкуренцией на существующем рынке. Вторая причина неспособности глобальных компаний ускорить движение границ рынка состоит в том, что они не едины в своем воздействии на мировую политику, ее военно-политическую и социально-экономическую составляющие. При явном доминировании текущих экономических интересов над стратегическими недопустимо мала доля усилий компаний-лидеров по формированию общей согласованной глобальной политики.

Действует еще целый набор факторов, объясняющих ограниченность возможностей глобальных компаний в реструктуризации мировой экономики. Тем не менее реструктуризация уже началась и стала одной из черт процесса глобализации. Необходимо в самое короткое время разработать новую стратегию обеспечения роста покупательной способности населения на пути к созданию "второго золотого миллиарда". Наиболее угрожающим препятствием на пути ее реализации окажется коррупция. Мировое сообщество располагает уникальным опытом исчезновения громадных сумм, выделенных на развитие, особенно в Африке и Латинской Америке. Бизнесу нужны новые потребители - ему и решать эту задачу. Разумеется, без участия государства новую стратегию не создать. Пришло время перераспределять функции между государством, ТНК и международными организациями.

Стратегия формирования "второго золотого миллиарда" должна охватить все аспекты социально-экономического развития. К ее разработке необходимо привлечь прежде всего представителей тех, кто находится в слое относительной бедности. Однако результатом 20-30-летней реализации стратегии должна стать и ликвидация абсолютной бедности на планете, что в принципе возможно лишь при наличии интенсивных международных программ регулирования рождаемости.

Среднеразвитые страны с большим населением и существенным экономическим потенциалом - Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика, - должны стать локомотивами развития следующего поколения. При этом речь идет прежде всего о развертывании этими странами на своих и за пределами своих территорий транснациональных компаний. И именно здесь возникает принципиальный вопрос: где стероиды купить и для чего глобальным компаниям взращивать своими собственными руками конкурентов на мировом рынке? И ответ на этот вопрос существует.

Во-первых, без ТНК следующего поколения - а их уже в 2000 г. было около 40 тыс., - нельзя решить задачу подключения к мировому рынку новых сегментов потребителей. Во-вторых, современный менеджмент вполне позволяет делить рынки между игроками с сохранением баланса интересов. Достаточно вспомнить, как обстояли дела на мировом нефтяном рынке в 1918-1928 гг. Однако в 1929 г. рынок был поделен, и "семь сестер" наслаждались своим могуществом вплоть до энергетического кризиса 70-х годов.

Новым фактором управления, который привнесла в практику деятельности ведущих транснациональных компаний глобализация, становится добавление к традиционной стратегии компаний еще одного направления - глобального регулирования процесса формирования покупательной способности населения развивающихся стран.

А. Субботин

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
23 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 23 апреля снизилась на 0,31% и составила 63856,198 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 93,2795 руб.
18:57Индекс МосБиржи вырос на 1,1%, индекс РТС - на 0,9%
юрист по брачным контрактам Брачный контракт. Что можно и что нельзя указывать в брачном договоре. Срок действия и процедура расторжения брачного договора.