Общие теории внешней торговли и зарубежных инвестиций в применении к банковской отрасли.
С теорией жизненного цикла связано еще одно объяснение международной экспансии банков. Развивающиеся страны склонны на начальном этапе своего развития концентрироваться на капиталоемких отраслях, создавая тем самым спрос на масштабные долгосрочные заимствования. В то же время экономики, все более ориентирующиеся на сферу услуг, становятся менее капиталоемкими, сберегая значительные излишки. С демографической точки зрения эти экономики, как правило, имеют стареющее население, что для банков означает перспективу снижения спроса на многие банковские продукты и уменьшения объема рынка. Так, по мнению ряда авторов, одна из причин экспансии испанских банков в Латинскую Америку состоит в том, что население в Испании стареет, а в Латинской Америке растет и остается относительно молодым.
Минусом теории жизненного цикла применительно к банкам является то, что она не дает удовлетворительного объяснения их взаимной экспансии на рынки сопоставимых по уровню развития стран, в частности, из Японии в США или внутри Европейского союза.
Еще одна известная теория, с помощью которой можно попытаться пролить свет на феномен международной экспансии банков, — это концепция, разрабатываемая Уппсальской школой (Я. Юхансон). Анализируя понятие психологического расстояния между странами, которое определяется как географической удаленностью, так и языковыми и культурными барьерами, Уппсальская школа рассматривает его как важнейший фактор, обусловливающий направление и интенсивность прямых иностранных инвестиций. В этой связи ведется речь о разделении мира на «блоки культур» (англо-американский, германский, романо-европейский, латиноамериканский, дальневосточный и т.д.). Наибольшей интенсивности ПИИ следует ожидать внутри соответствующего блока.
Статистика отчасти подтверждает предположения Уппсальской школы. В Канаде более 70% всех ПИИ происходят из США, а в Мексике, с которой у США имеются очевидные языковые и культурные различия, американских ПИИ лишь 33%. 55% ПИИ в Финляндии — шведские, свыше 40% ПИИ в Австрии — германские, более 25% ПИИ в Ирландии — британские. Похожие цифры характеризуют зарубежные инвестиции компаний не только из стран — экономических гигантов, но и небольших государств: почти 40% венгерских ПИИ и 22% чешских ПИИ направлены в Словакию, основная часть эстонских ПИИ приходится на соседние Латвию (32%) и Литву (39%), словенские ПИИ обнаруживаются прежде всего в Хорватии (30%) и других республиках бывшей Югославии (27%).
Применительно к банковской отрасли концепция Уппсальской школы может претендовать на частичное объяснение экспансии банков на розничный рынок зарубежных стран: культурная близость позволяет использовать апробированные на домашнем рынке маркетинговые технологии, лучше анализировать соответствующие риски и проще интегрировать купленный местный банк в единую структуру. Яркими примерами здесь являются массированное продвижение испанских банков в близкую по культуре и языку Латинскую Америку и экспансия австрийских банков в страны Центральной и Восточной Европы, ранее входившие в состав Австро-Венгрии. Интересно, что банки расположенной рядом и по многим характеристикам похожей на Австрию Швейцарии почти не проявили интереса к ЦВЕ: можно утверждать, что по историческим причинам для них «психологическое расстояние» было большим, чем для австрийцев.
Вместе с тем с точки зрения подхода Уппсальской школы трудно объяснить международную экспансию банков в области корпоративного и особенно инвестиционно-банковского бизнеса. Международные подразделения банков, специализирующихся в этих сегментах, прежде всего располагаются в мировых и региональных финансовых центрах независимо от степени культурной близости стран происхождения этих банков к странам, где находятся финансовые центры. Так, присутствие филиалов японских банков в Лондоне и Нью-Йорке заметно выше, чем в любой из азиатских стран, предположительно входящих с Японией в единый блок культур; банки безусловно близких Италии и Испании существенно меньше представлены на рынках друг друга, чем на рынках относительно более «чужеродных» для них Великобритании и Германии.