Теория информационного преимущества X. Грубеля.

Теория международной экспансии, непосредственно относящаяся именно к банкам, была разработана в 1970—1980-х гг. в работах X. Грубеля. Его основная идея заключалась в том, что для того, чтобы успешно выйти за пределы своего домашнего рынка, банки должны обладать определенным конкурентным преимуществом. В качестве такового этот автор рассматривал информационное преимущество, определявшееся сложившимися отношениями банков со своими клиентами, выходящими на зарубежные рынки. Информационное преимущество позволяло лучше конкурентов оценивать риск таких клиентов и досконально изучить специфику их потребностей в банковском обслуживании. Таким образом, речь шла о стратегии следования за клиентом (follow your customer, FYC). Затем, полагал Грубель, банки осваивались на заграничном рынке и начинали работать с крупными местными компаниями и богатыми частными клиентами, предлагая доступ к специализированным услугам, но особенно к информации, относящейся к стране происхождения этих банков.

Впоследствии концепция следования банков за клиентами в их зарубежной экспансии подверглась в научной литературе дополнительному анализу. Отдельно был рассмотрен случай защитной экспансии, в рамках которого зарубежные инвестиции банков выступают не только как способ зарабатывания дополнительной прибыли путем реализации отмеченного преимущества, но и как мера, призванная предупредить установление клиентами отношений с банками-конкурентами, могущими начать обслуживать клиента за рубежом, а затем попытаться продолжить это сотрудничество на домашнем рынке. В случае защитной экспансии банк может даже проигрывать по эффективности местным конкурентам в зарубежной стране, но тем не менее выходить на ее рынок.

Другой модификацией концепции следования за клиентом стал подход, согласно которому банк помимо реагирования на перемещение клиентов за границу (pull-эффект) может предвосхищать будущие их потребности, двигаясь в зарубежные страны первым и тем самым помогая клиентам принять такое непростое решение (push-эффект). Выбор банком организационной формы своего зарубежного присутствия (например, не представительство, а полномасштабный дочерний банк) подает важный сигнал клиентам на родине с точки зрения оценки ими странового риска и планирования предстоящих зарубежных операций.

Еще два отмеченных в литературе интересных аспекта концепции следования банков за клиентами касаются пространственного размещения банков в зарубежной стране. Первый аспект заключается в том, что банки и клиенты за границей склонны держаться ближе друг к другу, т.е. создавать свои офисы в одном и том же городе. Это означает, что привлечение в город, выбранный на роль финансового центра, некоторого количества иностранных банков и (или) компаний, пусть даже ценой предоставления им специальных льгот, может, если эти банки и компании сформируют минимально необходимую критическую массу, запустить самоусиливающийся кумулятивный механизм, притягивающий новых участников.

Второй аспект, основывающийся на работах лидера Лундской школы «временной» географии Т. Хэгерстранда (Швеция), заключается в приложении к экспансии банков в зарубежные страны концепции иерархически волновой диффузии. Суть ее в том, что сначала иностранные инвесторы приходят в крупные экономические центры страны, а уже затем осваивают прилежащие территории, двигаясь в небольшие города (при этом делается важная оговорка: данная модель неприложима к инвестициям в добычу полезных ископаемых и в смежные с ней отрасли). Соответственно банки, следуя за клиентами, повторяют это движение. В современном мире данная теория лучше всего описывает механизм перемещения банковского капитала в Китай; для того чтобы объяснить ход экспансии в страны, например, Центральной и Восточной Европы или Латинской Америки, она нуждается в модификации.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

18 февраля 2020 г.
11:53Чистый убыток Glencore в 2019 году составил $404 млн, но скорректированная прибыль превысила прогноз
11:45Средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" по состоянию на 11:30 мск 18 февраля составил 63,7698 руб.
11:45Доллар подорожал на 46 копеек
11:44ВТБ разместит 18 февраля однодневные бонды серии КС-3-364 на 50 млрд руб. по цене 99,9853% от номинала
11:29BHP нарастила EBITDA в первом финполугодии на 15%
11:21В Ливии продолжает сокращаться нефтедобыча
11:14В ЦБ не исключают усиления ответственности за утечку персональных данных вплоть до уголовной
11:06Банк России отразил покупку валюты для Минфина с расчетами 17 февраля на 6,27 млрд рублей
11:00Средний курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов составил 9,0976 руб.
10:55Intesa Sanpaolo сделал предложение о покупке UBI Banca, может быть создан седьмой по величине банк в еврозоне
10:50Сальдо операций ЦБ по представлению и абсорбированию ликвидности выросло до 132,4 млрд руб.
10:45За первые полчаса торгов курс доллара США повысился до 63,7487 руб.
10:43Чистая прибыль HSBC в 2019 году упала более чем вдвое
10:26ЦБ РФ выпустит в обращение памятную серебряную монету
10:20Доллар и евро начали торги на "Московской бирже" ростом
производство пвд пленки москва Мы производим и реализуем пленки и пакеты ПВД оптом из полиэтилена — уникального материала, сочетающего в себе высокую прочность, эластичность и множество других достоинств. Пакеты и пленки ПВД пользуются спросом в различных сферах от медицины до сельского хозяйства, а также используются в других областях. Применение полиэтиленовой пленки и пакетов ПВД зависит от различных факторов, а именно таких как сорт, вид - рукав, полурукав, полотно, толщина.