Теория информационного преимущества X. Грубеля.

Теория международной экспансии, непосредственно относящаяся именно к банкам, была разработана в 1970—1980-х гг. в работах X. Грубеля. Его основная идея заключалась в том, что для того, чтобы успешно выйти за пределы своего домашнего рынка, банки должны обладать определенным конкурентным преимуществом. В качестве такового этот автор рассматривал информационное преимущество, определявшееся сложившимися отношениями банков со своими клиентами, выходящими на зарубежные рынки. Информационное преимущество позволяло лучше конкурентов оценивать риск таких клиентов и досконально изучить специфику их потребностей в банковском обслуживании. Таким образом, речь шла о стратегии следования за клиентом (follow your customer, FYC). Затем, полагал Грубель, банки осваивались на заграничном рынке и начинали работать с крупными местными компаниями и богатыми частными клиентами, предлагая доступ к специализированным услугам, но особенно к информации, относящейся к стране происхождения этих банков.

Впоследствии концепция следования банков за клиентами в их зарубежной экспансии подверглась в научной литературе дополнительному анализу. Отдельно был рассмотрен случай защитной экспансии, в рамках которого зарубежные инвестиции банков выступают не только как способ зарабатывания дополнительной прибыли путем реализации отмеченного преимущества, но и как мера, призванная предупредить установление клиентами отношений с банками-конкурентами, могущими начать обслуживать клиента за рубежом, а затем попытаться продолжить это сотрудничество на домашнем рынке. В случае защитной экспансии банк может даже проигрывать по эффективности местным конкурентам в зарубежной стране, но тем не менее выходить на ее рынок.

Другой модификацией концепции следования за клиентом стал подход, согласно которому банк помимо реагирования на перемещение клиентов за границу (pull-эффект) может предвосхищать будущие их потребности, двигаясь в зарубежные страны первым и тем самым помогая клиентам принять такое непростое решение (push-эффект). Выбор банком организационной формы своего зарубежного присутствия (например, не представительство, а полномасштабный дочерний банк) подает важный сигнал клиентам на родине с точки зрения оценки ими странового риска и планирования предстоящих зарубежных операций.

Еще два отмеченных в литературе интересных аспекта концепции следования банков за клиентами касаются пространственного размещения банков в зарубежной стране. Первый аспект заключается в том, что банки и клиенты за границей склонны держаться ближе друг к другу, т.е. создавать свои офисы в одном и том же городе. Это означает, что привлечение в город, выбранный на роль финансового центра, некоторого количества иностранных банков и (или) компаний, пусть даже ценой предоставления им специальных льгот, может, если эти банки и компании сформируют минимально необходимую критическую массу, запустить самоусиливающийся кумулятивный механизм, притягивающий новых участников.

Второй аспект, основывающийся на работах лидера Лундской школы «временной» географии Т. Хэгерстранда (Швеция), заключается в приложении к экспансии банков в зарубежные страны концепции иерархически волновой диффузии. Суть ее в том, что сначала иностранные инвесторы приходят в крупные экономические центры страны, а уже затем осваивают прилежащие территории, двигаясь в небольшие города (при этом делается важная оговорка: данная модель неприложима к инвестициям в добычу полезных ископаемых и в смежные с ней отрасли). Соответственно банки, следуя за клиентами, повторяют это движение. В современном мире данная теория лучше всего описывает механизм перемещения банковского капитала в Китай; для того чтобы объяснить ход экспансии в страны, например, Центральной и Восточной Европы или Латинской Америки, она нуждается в модификации.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

28 сентября 2020 г.
08:18Добыча угля будет снижаться вплоть до 2023 г. - прогноз Минэкономразвития
08:10Европейские рынки акций в основном снизились, недельное падение Stoxx Europe 600 было максимальным с июня
08:01ЦБ РФ установил курс доллара США на сегодня в размере 76,8195 руб., курс евро - 89,6637 руб.
08:00Анонс публикаций макроэкономических показателей ведущих стран
27 сентября 2020 г.
17:58Новак на G20: энергетику надо поставить в авангарде восстановления глобальной экономики
16:59Собянин: отопительный сезон в Москве начнется с 28 сентября; жителям столицы старше 65 лет рекомендуется "перейти на удаленку"
15:17Что нового россиянам готовит октябрь
13:59Средняя стоимость новостроек в крупнейших российских городах в сентябре составила 73-85 тыс. руб. за кв. м - эксперты
12:06Государство поможет самозанятым продавать продукцию на электронных торговых площадках
10:58В России за последние сутки выявлено 7867 новых случаев COVID-19, скончались 99 человек
10:24Министры энергетики G20 обсудят сотрудничество в направлении стабильности и безопасности рынка
09:43Объем торговли восточных земель ФРГ с Россией с 2013 по 2019 годы упал на 39,6%, а западных - на 20,6%
09:04ЦБ РФ установил курс доллара США с 26 сентября в размере 76,8195 руб., курс евро - 89,6637 руб.
26 сентября 2020 г.
17:51Минэкономразвития: пассажирские авиаперевозки в РФ в 2020 году упадут на 53%; железнодорожные - восстановятся в 2021-м
17:32Налоговый вычет для Приобского месторождения позволит обеспечить дополнительную добычу - "Роснефть"
производство пвд пленки москва Мы производим и реализуем пленки и пакеты ПВД оптом из полиэтилена — уникального материала, сочетающего в себе высокую прочность, эластичность и множество других достоинств. Пакеты и пленки ПВД пользуются спросом в различных сферах от медицины до сельского хозяйства, а также используются в других областях. Применение полиэтиленовой пленки и пакетов ПВД зависит от различных факторов, а именно таких как сорт, вид - рукав, полурукав, полотно, толщина.