Иностранные банки и финансово-банковские кризисы.

Наконец, довольно острая проблема возникла в связи с практикуемой международными банковскими группами централизацией управления ликвидностью. Многие группы предпочитают управлять ликвидностью из штаб-квартиры, централизуя свое казначейство. Это может не вызывать возражений до тех пор, пока банк не становится неплатежеспособным и местные его отделения не попадают внезапно в ситуацию, когда им приходится рассчитывать только на себя. Тогда «слишком тесные» отношения между дочерним банком и штаб-квартирой международной банковской группы становятся источником трудностей. В то же время банковская группа, состоящая из вполне самостоятельных с точки зрения управления ликвидностью и кредитной политики дочерних структур, возможно, удовлетворяет требованиям регуляторов, но в этом случае во многом утрачивается сам смысл существования единой международной банковской группы.

В период нынешнего финансового кризиса произошло заметное возрастание политических факторов, влияющих на деятельность банков, прежде всего фактора «неявного контракта» с политической элитой страны происхождения банка. Кризис вызвал необходимость для банков обращаться к государству за помощью, при этом общественные ожидания того, что банки будут вести себя социально ответственно, заметно выросли. Банки стараются сообразовываться с ними: достаточно упомянуть заявлен ия ряда получивших помощь от правительств своих стран банков (британский Royal Bank of Scotland, российский Сбербанк и др.) зимой 2008/2009 г. о готовности предоставить потерявшим работу заемщикам длительные отсрочки по платежам в погашение ранее выданных кредитов.

Банки стали подвергаться политическому давлению с той целью, чтобы направить их кредитную деятельность в основном внутрь страны, поддержав таким образом ее экономику. Руководство Royal Bank of Scotland в октябре 2008 г. получило письмо от одного из британских парламентариев с требованием не продлевать существующее кредитное соглашение с российской компанией «Русая», но настоять на погашении долга в срок и направить высвободившиеся средства на кредитование британского мелкого и среднего бизнеса. Аргументация использовалась следующая: британское правительство оказывает банку помощь, поэтому вполне логично требование, чтобы кредитная политика банка «отражала национальные интересы Великобритании». О том, что речь идет о международном банке, дочерние структуры которого присутствуют во многих странах, причем в некоторых играют заметную роль на местном банковском рынке, не упоминалось.

Похожая ситуация имела место во Франции, где власти пригрозили прекратить начатое в условиях кризиса финансирование банков страны, если те не обеспечат нормальную работу системы кредитования. Президент страны Н. Саркози прямо заявил о намерении вмешаться в кредитную политику банков и потребовать от них не только оказывать поддержку предприятиям, т.е. сохранять их линии кредитования, но также пойти и на более рискованные операции, борясь против снижения деловой активности в охваченной кризисом экономике. Премьер-министр Люксембурга Ж.-К. Юнкер призвал к «умелому воздействию» и «легальному давлению» на финансовые учреждения для достижения этой цели. В Австрии и Италии государственная помощь национальным финансовым учреждениям прямо обусловлена увеличением кредитования ими экономик этих стран, и в частности предприятий малого и среднего бизнеса.

Расширение «более рискованных операций» внутри страны, требующих аллокации большего объема банковского капитала — самого дефицитного в условиях кризиса ресурса, скорее всего происходит за счет сокращения объема зарубежного кредитования. Можно сказать, что в условиях глобального кризиса между странами возникает конкуренция за использование банковского капитала, причем правительство страны происхождения банка оказывается в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами.

Примером такой конкуренции служат, в частности, действия национального регулятора Швейцарии — Федеральной банковской комиссии. Согласно введенным ею в январе 2009 г. новым правилам расчета банковских нормативов к кредитам, предоставленным местным клиентам, применяются льготные условия при расчете норматива достаточности капитала. Это означает, что международные банки, имеющие штаб-квартиры в Швейцарии, прямо стимулируются сокращать международную экспансию в пользу местных операций.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

30 октября 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 сентября движется разнонаправленно
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 сентября снизилась на 0,22% и составила 45236,230 млрд руб.
19:40"Группа ПИК" завершила размещение облигаций объемом 7 млрд рублей
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 91,7801 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 11,5233 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 78,3231 руб.
19:13Ставка 13-го купона бондов РЖД серии БО-16 установлена в размере 4,6%
19:08Цены на медь приближаются к многолетнему пику
19:01В августе ресторанный рынок РФ замедлил падение до 18,7% - Росстат
19:01Средняя пенсия в РФ в августе выросла на 2,2%- Росстат
18:59Индекс МосБиржи просел на 0,15%, индекс РТС вырос на 2%, за сентябрь индикаторы снизились на 2 и 6,4%
18:58ДОМ.РФ установил ставку 40-го купона бондов А18 на уровне 0,05%
18:41В 2021-22 годах Россия увеличит субсидии на строительство крупнотоннажных судов
18:39РЖД завершили размещение бессрочных "зеленых" облигаций объемом 100 млрд рублей
1 октября 2020 г.
17:09В январе-сентябре средняя цена нефти Urals снизилась на 36%
Как обамануть Антиплагиат? До 80 страниц – 900 руб. До 120 страниц – 1200 руб. Дополнительные опции: