Иностранные банки и финансово-банковские кризисы.

Наконец, довольно острая проблема возникла в связи с практикуемой международными банковскими группами централизацией управления ликвидностью. Многие группы предпочитают управлять ликвидностью из штаб-квартиры, централизуя свое казначейство. Это может не вызывать возражений до тех пор, пока банк не становится неплатежеспособным и местные его отделения не попадают внезапно в ситуацию, когда им приходится рассчитывать только на себя. Тогда «слишком тесные» отношения между дочерним банком и штаб-квартирой международной банковской группы становятся источником трудностей. В то же время банковская группа, состоящая из вполне самостоятельных с точки зрения управления ликвидностью и кредитной политики дочерних структур, возможно, удовлетворяет требованиям регуляторов, но в этом случае во многом утрачивается сам смысл существования единой международной банковской группы.

В период нынешнего финансового кризиса произошло заметное возрастание политических факторов, влияющих на деятельность банков, прежде всего фактора «неявного контракта» с политической элитой страны происхождения банка. Кризис вызвал необходимость для банков обращаться к государству за помощью, при этом общественные ожидания того, что банки будут вести себя социально ответственно, заметно выросли. Банки стараются сообразовываться с ними: достаточно упомянуть заявлен ия ряда получивших помощь от правительств своих стран банков (британский Royal Bank of Scotland, российский Сбербанк и др.) зимой 2008/2009 г. о готовности предоставить потерявшим работу заемщикам длительные отсрочки по платежам в погашение ранее выданных кредитов.

Банки стали подвергаться политическому давлению с той целью, чтобы направить их кредитную деятельность в основном внутрь страны, поддержав таким образом ее экономику. Руководство Royal Bank of Scotland в октябре 2008 г. получило письмо от одного из британских парламентариев с требованием не продлевать существующее кредитное соглашение с российской компанией «Русая», но настоять на погашении долга в срок и направить высвободившиеся средства на кредитование британского мелкого и среднего бизнеса. Аргументация использовалась следующая: британское правительство оказывает банку помощь, поэтому вполне логично требование, чтобы кредитная политика банка «отражала национальные интересы Великобритании». О том, что речь идет о международном банке, дочерние структуры которого присутствуют во многих странах, причем в некоторых играют заметную роль на местном банковском рынке, не упоминалось.

Похожая ситуация имела место во Франции, где власти пригрозили прекратить начатое в условиях кризиса финансирование банков страны, если те не обеспечат нормальную работу системы кредитования. Президент страны Н. Саркози прямо заявил о намерении вмешаться в кредитную политику банков и потребовать от них не только оказывать поддержку предприятиям, т.е. сохранять их линии кредитования, но также пойти и на более рискованные операции, борясь против снижения деловой активности в охваченной кризисом экономике. Премьер-министр Люксембурга Ж.-К. Юнкер призвал к «умелому воздействию» и «легальному давлению» на финансовые учреждения для достижения этой цели. В Австрии и Италии государственная помощь национальным финансовым учреждениям прямо обусловлена увеличением кредитования ими экономик этих стран, и в частности предприятий малого и среднего бизнеса.

Расширение «более рискованных операций» внутри страны, требующих аллокации большего объема банковского капитала — самого дефицитного в условиях кризиса ресурса, скорее всего происходит за счет сокращения объема зарубежного кредитования. Можно сказать, что в условиях глобального кризиса между странами возникает конкуренция за использование банковского капитала, причем правительство страны происхождения банка оказывается в более выигрышном положении по сравнению с конкурентами.

Примером такой конкуренции служат, в частности, действия национального регулятора Швейцарии — Федеральной банковской комиссии. Согласно введенным ею в январе 2009 г. новым правилам расчета банковских нормативов к кредитам, предоставленным местным клиентам, применяются льготные условия при расчете норматива достаточности капитала. Это означает, что международные банки, имеющие штаб-квартиры в Швейцарии, прямо стимулируются сокращать международную экспансию в пользу местных операций.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 февраля 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 20 февраля движется разнонаправленно
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 20 февраля выросла на 1,97% и составила 50612,953 млрд руб.
19:43ГК "ПИК" установила порядок определения 7-10-го купонов бондов БО-П01
19:38Ставка 14-го купона бондов РЖД серии БО-12 установлена в размере 3,4% годовых
19:37МТС полностью разместила бонды на 15 млрд рублей
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 63,829 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 68,9109 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,072 руб.
19:09Сбербанк разместил 29,68% выпуска инвестиционных облигаций на 742 млн рублей
19:07Мосбиржа зарегистрировала облигации "Газпром нефти" на 10 млрд рублей
19:03Рынок акций РФ завершил торги разнонаправленно
19:01Запасы нефти в США выросли за период с 7 февраля по 14 февраля на 415 тыс. баррелей, бензина - упали на 1971 тыс. баррелей
18:42"Зарубежнефть" планирует приобрести по 50% в трех компаниях в Индии с солнечными электростанциями
18:34Белоруссия закупила 160 тыс. тонн российской нефти у трейдеров без премии с перевалкой в Литве
18:26Минфин изучает идею повышения страховки по вкладам задним числом, но склоняется к адресным мерам поддержки
Как обамануть Антиплагиат? До 80 страниц – 900 руб. До 120 страниц – 1200 руб. Дополнительные опции: