Международные банковские группы. «Хорошие» и «плохие» филиалы.
Экономическая роль и структура филиалов и дочерних компаний тесно коррелируют с национальной принадлежностью ТНК. Так, для типичной американской (США) компании «иностранный» обычно означает «второстепенный»: в силу размеров внутреннего рынка страны основная часть выручки и прибыли большинства национальных компаний по-прежнему приходится на него, потому готовность передавать важные функции в зарубежные филиалы в общем случае является ограниченной. Еще меньше она в случае японских компаний, все важные решения в которых принимаются в Японии и японцами. В то же время для многих европейских ТНК, особенно из небольших стран, «иностранный» давно уже означает «основной». Для таких компаний более характерна система разбросанных по всему миру разнофункциональных глобальных центров — дивизиональных штаб-квартир или штаб-квартир по продуктам.
А. Ругман и А. Вербеке в своем теоретическом исследовании пытаются ответить на вопрос: какие филиалы нужны стране? Они выделяют три типа филиалов и дочерних компаний, деятельность которых способна принести ей максимальную пользу:
1) филиалы и дочерние компании, выступающие в качестве базы для новых исследований и разработок, проводимых компанией, использующие местную «инфраструктуру знаний» (т.е. сотрудничающие с университетскими лабораториями, национальными исследовательскими центрами и т.д.) и отвечающие за глобальное внедрение этих разработок;
2) филиалы и дочерние компании, выполняющие функции региональных штаб-квартир для достаточно крупного географического региона;
3) филиалы и дочерние компании, образовавшиеся в результате слияния либо поглощения, но сохраняющие глобальную ответственность за определенные продукты, включая их разработку и совершенствование, производство, маркетинг и дистрибуцию.
Представляется, что с предложенным списком в принципе можно согласиться.
Применительно к международным банковским группам получение зарубежным подразделением мирового мандата или расширение его географической либо продуктовой сферы ответственности реализуется через обретение им статуса дивизиональной либо региональной штаб-квартиры. Яркими примерами получения мирового мандата являются британский и американский инвестиционные банки Morgan Grenfell и Kleinwort Benson, купленные крупнейшими германскими банковскими группами Deutsche и Dresdner и ставшие центрами (дивизиональными штаб-квартирами) их глобального инвестиционно-банковского бизнеса. Имевшиеся до покупки в банках-покупателях инвестиционные операции были присоединены к купленным инвестбанкам: произошла миграция этих функций внутри названных банковских групп из Франкфурта соответственно в Лондон и Нью-Йорк.
Таким образом, мировой опыт свидетельствует, что роль филиалов и дочерних компаний ТНК в национальной экономике может быть весьма различной в зависимости от выполняемых этими подразделениями функций. Несмотря на то что набор этих функций во многом зависит от объективных факторов (размера рынка страны, величины, национальных особенностей и внутренней структуры самой ТНК и т.д.), окончательная форма, которую примет филиал, и его роль в цепочке создания стоимости не предопределены и поддаются изменению в результате целенаправленных действий. Очень важно, что формирование в зарубежном филиале общекорпоративного центра компетенции, получение им мирового или регионального мандата представляет собой кумулятивный процесс: удачное выполнение этой функции ведет к росту инвестиций в этот филиал и к увеличению его самостоятельности. Значит, существует возможность сознательно запустить этот процесс, дабы затем он развивался самостоятельно. Это служит серьезным аргументом в пользу проведения государством соответствующей целенаправленной политики.