Интеграция национальных банковских рынков Евросоюза: перспективы и препятствия.
Для европейских корпораций банковский рынок ЕС сегодня уже фактически является единым, и различия в условиях кредитования незначительны. Вместе с тем в розничном секторе и в сфере обслуживания малого и среднего бизнеса банковская отрасль ЕС остается сегментированной. Сохраняется привязанность населения к привычным («своим») банкам. Несмотря на процесс глобализации в области финансовых услуг, местные обычаи, вкусы, равно как и способность продавца услуг обеспечить удовлетворяющее потребностям клиентов послепродажное обслуживание, до сих пор является жизненно важным фактором в розничном банковском бизнесе. Кроме этого, знание местного рынка облегчает оценку кредитоспособности клиентов, являя собой важнейший актив, который может стать экономическим барьером на пути иностранных банков.
Данный тезис подтверждается сохраняющимися различиями в ценовых условиях розничного кредитования в европейских странах. В 2008 г. гражданам Финляндии розничный кредит в среднем обходился в 6% годовых, Германии — в 8%, Португалии — в 12% (напомним, все три страны входят в зону евро). Лишь 1% розничного кредитного рынка приходится на трансграничные займы.
Это означает, что процесс передачи сигналов с денежного рынка на кредитный до сих пор сохраняет национальные особенности, связанные со спецификой национальной финансовой и банковской систем. Общий рынок финансовых услуг не обязательно означает однородный рынок всех услуг. Розничные клиенты продолжают пользоваться услугами знакомых им организаций в своих странах по установленным ими ценам, в то время как на корпоративном (оптовом) рынке арбитраж и потенциальная конкуренция обеспечивают единый уровень цен по всему ЕС.
От классического розничного банковского обслуживания (привлечение депозитов и кредитование, часто привязанные к «жизненному циклу» клиента) следует отличать потребительское кредитование в торговых сетях, представляющее собой намного более стандартизированный, конвейерный продукт. Если розничное обслуживание остается вотчиной национальных по структуре собственности банков, то в потребительском кредитовании, равно как и в сфере инвестиционных услуг, господствуют транснациональные игроки — Sofinco («дочка» Credit Agricole), Cetelem («дочка» BNP Paribas), Citibank и др. Так, в Германии лидером на рынке потребительских кредитов являлся Citibank, имевший по состоянию на 2007 г.
7%-ю долю рынка (позднее, по мере развития мирового финансово-экономического кризиса и нарастания у американского Citibank трудностей, он был вынужден продать свое подразделение потребительского кредитования в Германии).
С учетом отмеченной привязанности населения европейских стран к «своим» банкам, единственным способом быстрого преодоления сегментированности банковских рынков стран —членов ЕС является развитие трансграничных сделок межбанковских слияний и поглощений, т.е. тот путь, по которому пошли страны ЦВЕ. Но как раз тут-то и имеются серьезные проблемы. Подобных сделок все еще мало. В качестве объяснения сравнительно медленного, несмотря на либерализацию и единую валюту, роста числа трансграничных сделок обычно приводятся три основных аргумента. Во-первых, до конца не ясно, создают ли добавленную стоимость трансграничные слияния. По мнению исследователей, склонных отрицательно отвечать на этот вопрос, розничное банковское обслуживание по определению является локальным бизнесом, а трансграничные слияния, особенно охватывающие культурно не схожие между собой страны, скорее могут разрушать стоимость, создавая искусственную управленческую надстройку над не связанными между собой бизнесами в различных странах.
Во-вторых, таким сделкам препятствуют личные амбиции руководителей банков, не готовых стать «вторыми номерами» в будущей объединенной структуре. Согласиться на подобную роль для них особенно сложно в том весьма часто встречающемся случае, когда эти руководители являются ключевыми фигурами на экономической и политической арене своих стран. Наконец, в-третьих, таким слияниям мешают правительства и национальные регуляторы, озабоченные выращиванием национальных чемпионов и — в случае регуляторов — сохранением собственной роли, неизбежно уменьшающейся при скупке национальных финансовых институтов зарубежными.