Иностранные банки в Японии, Южной Корее и государствах АСЕАН.

Если Центральная и Восточная Европа представляет собой яркий пример модернизации банковского сектора с преимущественной опорой на иностранный капитал, то не менее ярким примером альтернативного подхода к такой модернизации является Восточная Азия. При этом в абсолютных цифрах банковские активы Восточной Азии (даже не учитывая Японию, являющуюся одной из мировых финансовых сверхдержав) в несколько раз превосходят показатели и ЦВЕ, и Латинской Америки. В среднем же иностранная доля в совокупных банковских активах в Азии значительно ниже (порядка 10%), чем в Латинской Америке (более 30%) и в ЦВЕ (70%), скорее соответствуя показателям континентальной части Западной Европы. В целом в этой части света регуляторы склонны ограничивать активность иностранных инвесторов на банковских рынках своих государств.

С точки зрения роли, которую играет здесь международный капитал, страны Восточной Азии можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют экономики с относительно малым объемом прямых иностранных инвестиций (Япония и Южная Корея), вторую — международные офшорные финансовые центры (Сингапур и Гонконг), третью — экономики, в значительной степени полагающиеся на ПИИ (страны АСЕАН, особенно Филиппины и Индонезия). Китай обычно рассматривается отдельно — как в силу своего размера, так и по причине своей большой специфичности.

Япония — вторая по размерам экономика мира, а также Южная Корея, в последней четверти XX в. присоединившаяся к клубу развитых стран, поднимались по ступеням лестницы экономического развития от импорта к импортозамещению, а от него — к росту экспорта и к зрелости национальной экономики, стараясь в основном опираться на собственные силы. Ведущую роль играли местные компании и банки, а также государство. Иностранные банки не были особенно заметны в этом процессе. Чтобы обеспечить стабильное предложение долгосрочных средств для осуществления необходимых инвестиций, проводилась политика жесткого государственного регулирования процентных ставок и даже направлений кредитования, вплоть до фактически директивного распределения этих средств между признававшимися важнейшими отраслями и группами компаний. Государственные учреждения занимали важное место на финансовом рынке этих стран, фактически закрытом для иностранцев вплоть до второй половины 1990-х гг.

Первым шагом к либерализации японской финансовой системы в послевоенный период стал измененный в декабре 1980 г. закон о валютообменных операциях, разрешивший свободную конверсию иены в другие валюты и снявший ограничения на трансграничные портфельные инвестиции. К 1984 г. правительства западных стран усилили свое давление на Японию, требуя облегчения доступа на ее финансовый рынок. Особую активность проявляли США, стремившиеся «запустить» свои банки на японский рынок и, усилив таким образом спрос на финансовые инструменты, номинированные в иенах, отчасти решить проблему завышенного курса доллара.

Усиление иены и общий бурный рост японских банков в этот период (их капиталы были увеличены — как потом выяснилось, во многом искусственно — за счет переоценки находившихся на балансе ценных бумаг и недвижимости) заложили основу для движения японских банков за рубеж. При этом в самой Японии стало возможным только открытие представительств. Лишь после 1998 г. по мере усиления банковского кризиса в Японии иностранные банки, пользуясь ослаблением конкурентов, смогли немного усилить свои позиции в сегменте обслуживания корпоративной клиентуры. Доля иностранных банков в общем объеме кредитования в Японии, падавшая с 1991 по 1995 г. с 2,7 до 1,6%, в 1998 г. вновь выросла до 2,3%. Крупнейшие японские компании, опасаясь краха японских банков, стали переводить некоторые из своих операций в иностранные банки (особенно депозиты и евроиеновые кредиты). Под воздействием кризиса японское правительство разрешило иностранцам покупать японские банки, что ранее было абсолютно невозможно. В 1998 г. американская инвестиционная фирма Ripplewood купила японский Long Term Credit Bank, переживавший большие финансовые трудности.

И. Розинский

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

27 сентября 2020 г.
15:17Что нового россиянам готовит октябрь
13:59Средняя стоимость новостроек в крупнейших российских городах в сентябре составила 73-85 тыс. руб. за кв. м - эксперты
12:06Государство поможет самозанятым продавать продукцию на электронных торговых площадках
10:58В России за последние сутки выявлено 7867 новых случаев COVID-19, скончались 99 человек
10:24Министры энергетики G20 обсудят сотрудничество в направлении стабильности и безопасности рынка
09:43Объем торговли восточных земель ФРГ с Россией с 2013 по 2019 годы упал на 39,6%, а западных - на 20,6%
09:04ЦБ РФ установил курс доллара США с 26 сентября в размере 76,8195 руб., курс евро - 89,6637 руб.
26 сентября 2020 г.
17:51Минэкономразвития: пассажирские авиаперевозки в РФ в 2020 году упадут на 53%; железнодорожные - восстановятся в 2021-м
17:32Налоговый вычет для Приобского месторождения позволит обеспечить дополнительную добычу - "Роснефть"
17:16Повышение тарифов в 2021 году на электроэнергию для населения составит 5%, на газ - 3%, на ж/д перевозки - 3,7%
16:49В 2020 году Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в РФ на уровне 3,8%, в 2021 году - 3,7%
16:27Минэкономразвития: вторая волна коронавируса остается основным риском для макропрогноза на 2020-2021 годы
15:04Борисов: в РФ тенденция к развитию возобновляемой энергетики пока неактуальна, но ее важно учитывать
14:15В Москве с 27 сентября возобновляется соцпомощь для горожан, находящихся на домашнем режиме из-за коронавируса
13:03ВОЗ: к началу массового использования вакцины от COVID-19 число жертв заражения в мире может увеличиться до 2 млн
Цельностеклянные перегородки Офисные перегородки, низкие цены на перегородки для офиса. Компания «Офисные перегородки» / Цельностеклянные перегородки.