Зарубежная экспансия российских банков на современном этапе.
До настоящего времени ни один российский банк не может быть назван в полном смысле слова международным, поскольку доля зарубежных операций, измеряемая показателем DOI, остается очень низкой (несколько процентов максимум) даже у тех банков, кто дальше других продвинулся в направлении зарубежной экспансии. К числу таких банков прежде всего относятся государственные банки.
Крупнейший наш банк — Сбербанк России представлен дочерними структурами на Украине и в Казахстане и неоднократно заявлял о намерении продолжить экспансию. В частности, в 2009 г. озвучено решение о создании филиалов в Индии и Китае, специализацией которых в первые годы станет обслуживание корпоративных клиентов (читай: российских клиентов Сбербанка и их местных партнеров). Одновременно было заявлено о том, что Сбербанк намерен приобрести в Казахстане крупный, но попавший в период кризиса в сложное положение БТА-Банк, а также Белпромстройбанк в Белоруссии.
Руководство Сбербанка в качестве среднесрочной задачи ставит получение 5—7% чистой прибыли от присутствия на международных рынках, оговариваясь при этом, что в ближайшей перспективе эта доля будет очень скромной. Иными словами, Сбербанк пока видит себя прежде всего банком, работающим на российском рынке, а не международной банковской группой.
В отличие от Сбербанка другой российский государственный банк — ВТБ неоднократно информировал общественность о своем желании превратиться в международную банковскую группу, получающую заметную часть доходов за пределами России. На начало 2009 г. ВТБ имел 14 дочерних либо подконтрольных кредитных организаций в Австрии, Азербайджане, Анголе, Армении, Белоруссии, Великобритании, Германии, Грузии, Казахстане, Сингапуре, Франции и Швейцарии, на Кипре и на Украине, один совместный банк во Вьетнаме, два филиала в Индии и в Китае и несколько зарубежных представительств. Банк считает своей целью обеспечение своего присутствия во всех странах СНГ. В настоящее время говорить о серьезных позициях ВТБ на рынках зарубежных стран можно только применительно к Армении и Белоруссии (обратим внимание, что это две страны, связанные с Россией тесными союзническими отношениями).
Россельхозбанк создал филиал в Монголии и намеревается открыть филиалы во всех странах СНГ, прежде всего в Белоруссии, Казахстане и Азербайджане. Газпромбанк владеет армянским Арэксимбанком и белорусским Белгазпромбанком и имеет представительство в Китае; в разное время взоры этого банка обращались к Казахстану, Украине и Азербайджану. Банк Москвы имеет двух «дочек» — белорусскую и латвийскую, причем последняя в свою очередь владеет эстонским банком. Основной предлагаемый продукт, по словам представителей банка, — частное банковское обслуживание (private banking).
Частные российские банки большого интереса к зарубежной экспансии пока не проявляли, за исключением присутствия на Украине и в Белоруссии. За пределами СНГ можно упомянуть входящий в российскую группу Конверсбанка литовский Bankas Snoras, занимающий в своей стране 4-е место по размеру капитала и 5-е — по активам. У Промсвязьбанка есть филиал на Кипре, принесший, согласно заявлениям в прессе, около 10% прибыли банка в 2007 г. Его специализация — инвестиционные компании и импортно-экспортные операции. На острове большая русская диаспора, с которой филиал активно работает. Европейские «дочки» других российских банков — Альфа-Банка в Нидерландах, Росбанка в Швейцарии, Конверсбанка в Великобритании — сколько-нибудь существенного влияния на бизнес не оказывают.
Логику внешней экспансии российских банков во многом определяет стремление обслуживать внешнеэкономические интересы своих крупнейших клиентов (вспомним, что в России многие банки являются составными частями бизнес-групп, объединяющих под единым контролем промышленные и финансовые активы). Этим объяснялись экспансия в Азербайджан связанного с нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» банка «НИКойл» (одного из предшественников нынешнего УРАЛСИБа), появление в Белоруссии Белгазпромбанка и т.д.
Примерно с середины 2000-х гг, наряду с сопровождением клиентского бизнеса побудительным мотивом для зарубежной экспансии российских банков стало стремление выйти на привлекательный местный рынок соседних стран. Этим, очевидно, руководствуются российские государственные банки, с недавних пор активно развивающие розничный бизнес своих зарубежных «дочек», а также приобретающие за рубежом многофилиальные банки. Например, ВТБ заявляет о намерении быть в странах СНГ одним из лидеров рынка. Можно сказать, что он рассматривает эти страны как продолжение своего домашнего рынка, примерно так же, как испанские банки Латинскую Америку и Португалию. Вместе с тем за пределами СНГ банк следует за своими корпоративными клиентами. Когда в феврале 2008 г. открылся филиал в Шанхае, было заявлено, что в обозримом будущем («в первые месяцы, а может, годы нашей работы») филиал будет концентрироваться на вопросах, связанных с обслуживанием двусторонней торговли между Россией и Китаем.