Перспективы внешней экспансии российских банков.
Перешедший осенью 2008 г. в острую фазу финансово-экономический кризис может внести серьезные коррективы в международную стратегию банков, заставляя их откладывать программы зарубежной экспансии, концентрируясь на основном бизнесе внутри своего домашнего рынка. В то же время кризис резко удешевил банковские активы во всем мире, делая возможным их приобретение по ценам, казавшимся абсолютно нереальными всего год или два назад.
Можно предположить, что, как и в последние годы, в ближайшие несколько лет внешняя экспансия российских банков в основном будет осуществляться силами государственных банков — единственных игроков на отечественном банковском рынке, имеющих сегодня доступ к источникам нового капитала. Совершенно не желая вести полемику на тему о сравнительной эффективности государственных и частных банков, мы вместе с тем придерживаемся мнения, что госбанки — не лучший инструмент внешней экспансии на банковском рынке. Причина этого состоит в том, что госбанки никто, за исключением стран, зависящих от российской экономической и политической поддержки, не пустит в качестве серьезных игроков на свой банковский рынок. Насколько нам известно, ни в одной стране мира иностранные государственные банки не занимают заметных позиций на рынке. Даже в странах, почти совершенно открытых для экспансии зарубежных инвесторов, действуют, как было показано на примере Мексики, ограничения для иностранных государственных компаний. В подавляющем большинстве стран мира (в том числе в США, в странах ЕС и т.д.) экспансия зарубежного государственного капитала вызывает нескрываемое политическое сопротивление.
Поэтому, по нашему мнению, масштабная зарубежная экспансия российских банков, связанная с установлением контроля над местными банковскими структурами и сопоставимая с экспансией австрийских, немецких, шведских и итальянских банков в Центральной и Восточной Европе или испанских в Латинской Америке, осуществима скорее силами частного капитала, пусть и пользующегося поддержкой государства. Такая поддержка может быть как политической (отстаивание интересов российского бизнеса на международных переговорах), так и финансовой (предоставление субординированных кредитов, позволяющих преодолеть нехватку капитала для внешней экспансии).
Как показывает мировой опыт, государственные банки могут приобретать крупные (но непременно миноритарные) пакеты акций зарубежных финансовых институтов, и этот процесс не только не встречает никаких политических преград, но в условиях кризиса и нехватки у многих банков капитала зачастую приветствуемся регуляторами.
Именно этот курс избрали для себя китайские банки. В октябре 2007 г. было объявлено о покупке китайским Industrial and Commercial Bank of China 20% акций южноафриканского Standard Bank за 5,6 млрд долл. Размер приобретаемого пакета четко указывает на стратегический, а не портфельный характер инвестиции. Китайцы получили возможность изучить банк изнутри, влиять на его политику, детально разобраться в специфике его рынка (Standard Bank имеет около тысячи филиалов в Африке). При этом неувеличение в течение определенного времени пакета свыше 20% позволит уменьшить имеющиеся опасения по поводу китайской экспансии, содействовать привыканию к себе.
Похоже, аналогичной концепции придерживается China Development Bank, купивший за 2,2 млрд долл. долю в британском Barclays и объявивший о готовности увеличить сумму своей инвестиции до 9,8 млрд долл. для сохранения своей доли в случае увеличения капитала банка. Это заявление показало, что китайский банк ориентируется не столько на величину своего вложения, сколько на размер своего участия в капитале британского банка, т.е. речь опять же идет не о портфельной, а о стратегической инвестиции.