Основные тенденции регулирования и эволюции фондового рынка России в 1996-1998 гг.

В 1995 — 1996 гг. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам (предшественница созданной в соответствии с анализируемым Законом Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг) основное внимание сосредоточила на создании паевых инвестиционных фондов в качестве коллективных инвестиционных институтов, призванных вытеснить с рынка пирамидостроительные компании образца 1993 — 1994 гг. и аккумулировать средства частных лиц в целях осуществления регулярных и контролируемых властями инвестиций в официально зарегистрированные ценные бумаги, прежде всего в государственные краткосрочные обязательства. В дальнейшем паевые инвестиционные фонды наряду с регистраторами (реестродержателями) оставались объектами постоянных нормотворческих забот ФКЦБ в 1996— 1997 гг., поэтому отсутствие упоминания первых в Законе никоим образом не сказалось на их деятельности.

Кроме того, паевой инвестиционный фонд не мог фигурировать в качестве функционального субъекта рынка ценных бумаг, ибо по нормам, принятым в 1995 г. для повышения инвестиционной привлекательности, он в целях освобождения от налога на прибыль не наделялся правами юридического лица.

Менее обоснованно выглядит лишение инвестиционных консультантов статуса профессиональных участников рынка ценных бумаг. Если временное Положение 1991 г. в качестве отдельного вида деятельности на рынке ценных бумаг, подлежавшего лицензированию, называло инвестиционное консультирование, то в анализируемом Законе инвестиционное консультирование вообще не упоминается в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности на фондовом рынке. Вероятно, при разработке данного Закона было признано, что на любую консультационную деятельность, включая, естественно, деятельность по определению цен и оценке инвестиционных свойств ценных бумаг, не может распространяться требование обязательного лицензирования, поскольку ее государственное регулирование в современных российских условиях трудно осуществимо.

Особенностью анализируемого Закона, отражавшей специфику российского фондового рынка, стало очень подробное изложение требований к ведению реестра владельцев ценных бумаг, выделяющееся своей детальностью на фоне других частей закона. Это свидетельствовало о повышенном внимании, которое с 1993 г. стало уделяться органами государственной власти обеспечению прав акционеров.

По сравнению с более ранними нормативными актами Закон не содержал принципиально новых положений, касавшихся собственно эмиссионной деятельности. Вместе с тем соответствующий раздел данного акта, относящийся к требованиям но раскрытию информации на рынке ценных бумаг, был максимально модернизирован, вобрав в себя мировой опыт раскрытия информации, в том числе и тот, что был изложен нами выше применительно к законодательству США.

Более детализирован раздел Закона, посвященный использованию служебной (неравнодоступной) информации на рынке. Если ранее нормативные акты практически не содержали определения того, кого можно было бы относить к инсайдерам, то теперь с принятием Закона у регулирующих инстанций появился конкретный перечень тех, кто таковым является.

Важнейшей особенностью Закона, положившей начало современному периоду регулирования рынка ценных бумаг в России, явилось изложение функций и полномочий Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). Во многом данный раздел Закона напоминает свой американский аналог, за некоторыми исключениями, правда, весьма существенными.

Во-первых, на ФКЦБ, как и ранее на Министерство финансов, не возлагалась ответственность за достоверность информации, содержащейся в эмиссионных документах, т.е. проблема, сформулированная при анализе Инструкции № 2 Министерства финансов России (1992 г.), актуальности в связи с принятием Федерального закона "О рынке ценных бумаг" не потеряла.

Во-вторых, Комиссия не была наделена правом инициирования судебного принуждения недобросовестных эмитентов, а по отношению к профессиональным участникам рынка ценных бумаг она могла самостоятельно использовать лишь возможность отзыва либо приостановки лицензии.

Ю. Сизов

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 мая 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 апреля снижается
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 апреля выросла на 0,47% и составила 42658,931 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 73,3363 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 10,3285 руб.
19:15"Россети" завершили размещение бондов на 10 млрд рублей
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 79,9373 руб.
19:04ВВП РФ в 2020 году снизится на 4,2%, инфляция составит 3,7% - Сбербанк
18:59Рынок российских акций завершил торги в минусе
18:45Цены на нефть уверенно растут
18:40АКРА присвоило выпуску облигаций "Россетей" на 10 млрд рублей рейтинг "AAA(RU)"
18:37Сбербанк остается прибыльным и устойчивым по капиталу даже в самом негативном сценарии стресс-тестов
18:23Прибыль "Шереметьево" по МСФО в 2019 году выросла в 2 раза
18:07Пять крупнейших банков Китая в 1-м квартале нарастили прибыль
18:06РСХБ приобрел в рамках оферты 11,5% облигаций 15-й серии на 1,2 млрд рублей
29 мая 2020 г.
14:15В апреле денежная масса в РФ в национальном определении увеличилась на 1,2% - ЦБ