Приватизация государственной собственности и ее влияние на фондовый рынок.
На основе новой редакции Закона Верховный Совет Российской Федерации 11 июня 1992 г. утвердил Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Программа указала основные цели приватизации ("формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики") и дала классификацию объектов и предприятий с точки зрения возможности их приватизации уже в 1992 г.
Существенным уточнениям подверглись представления о способах приватизации. Если ранее допускались три основных способа приватизации (аукцион, конкурс и открытое акционирование), а некоммерческие конкурсы были запрещены, то Программа давала специальное разрешение на проведение некоммерческих инвестиционных конкурсов (инвестиционных торгов). Весьма многозначительной была и перестановка приоритетов в изложении способов приватизации — в качестве основного способа приватизации документ называл продажу акций акционерного общества открытого типа. Этот подход потребовал изложения способов или вариантов акционирования, что было сделано авторами Программы.
Так, первый вариант предусматривал выпуск привилегированных и обыкновенных акций. Согласно нему 25% уставного фонда в виде привилегированных акций доставалось трудовому коллективу бесплатно, 10% уставного фонда в виде обыкновенных акций передавалось работникам приватизируемого предприятия на льготных условиях — при скидке в 30% от номинальной стоимости с рассрочкой на 3 года при первоначальном взносе 15% номинала. Руководство такого предприятия получало опцион на приобретение 5% уставного фонда в виде обыкновенных акций по номинальной стоимости.
Второй вариант предусматривал продажу контрольного пакета предприятия (51% обыкновенных акций) "всем членам трудового коллектива". При этом безвозмездная передача и продажа на льготных условиях не допускались. Более того, соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации ("О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N° 721") для данного варианта приватизации вводился коэффициент увеличения номинальной стоимости одной акции в размере 1,7.
Третьим вариантом могли воспользоваться на тех предприятиях, балансовая стоимость основных фондов которых не превышала на момент приватизации 50 млн. руб. (порядка 500 тыс. долл. США по курсу июля 1992 г.). Вариант принимался в случае, когда инициативная группа из состава руководства предприятия брала на себя ответственность за выполнение плана приватизации, давала гарантии недопущения банкротства предприятия и принимала иные обязательства (сохранение производственного профиля, размеров занятости и пр.). Только по истечении определенного срока и при условии соблюдения всех этих обязательств указанной группе предоставлялось право воспользоваться опционом в размере 20% уставного фонда по номинальной стоимости обыкновенных акций. До истечения срока право голоса принадлежало этой группе, а сами акции — соответствующему Фонду имущества. Иным работникам предприятия продавалось еще 20% обыкновенных акций со скидкой 30% от номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки на 3 года при первоначальном взносе 15% номинала.