Приватизация государственной собственности и ее влияние на фондовый рынок.
Новую редакцию Закона о приватизации и Государственную программу приватизации на 1992 г. венчал пакет документов, утвержденных Указом Президента России от 1 июля 1992 г., который был озаглавлен следующим образом: "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". Документы излагали конкретный механизм реализации Закона и Программы, сам же Указ содержал поручение комитетам по управлению госимуществом всех уровней "приступить к преобразованию государственных предприятий.., а также акционерных обществ закрытого типа, более 50% уставного капитала которых находится в государственной собственности... в акционерные общества открытого типа", с тем чтобы "указанную работу завершить до 1 ноября 1992 года". Для упрощения задачи к Указу прилагались типовые план приватизации и устав приватизированного предприятия.
Через полтора месяца после принятия основных приватизационных документов Указом Президента от 14 августа 1992 г. была введена система предъявительских приватизационных чеков, которыми граждане могли расплачиваться за приватизируемое имущество (либо с соблюдением указанных выше коэффициентов — если данный гражданин являлся членом трудового коллектива и имел права на льготы, либо по рыночным ценам, складывающимся на основе аукционов). Данный Указ не вводил никаких ограничений на перепродажу чеков и освобождал данные сделки от налогообложения.
В первой половине октября 1992 г. Президент Российской Федерации подписал документы, которые в очередной раз дополнили нормативную базу приватизации (Указ от 7 октября N? 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" с шестью приложениями и Указы от 14 октября № 1228, 1229 и 1230 "О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности", "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации" и "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду").
Сами приватизационные чеки начали размещаться среди населения с 1 октября 1992 г., а представители высшего политического руководства страны заявили, что курс ваучера обязательно вырастет, оценив его реальную стоимость в размере от 100 тыс. до 350 тыс. руб. (от 500 до 1750 долл. США по курсу октября 1992 г.).
Приватизационные чеки с момента их выдачи первым владельцам начали жить самостоятельной рыночной жизнью.
В течение октября цены на них колебались в пределах от 1 тыс. до 70 тыс. руб. (от 5 до 350 долл. США) за один ваучер. В механизме ценообразования выделялись две составляющие — одна, связанная с реальной обеспеченностью этих чеков (ваучеров) основными фондами приватизируемых предприятий, и вторая, вытекавшая из отношения к ним со стороны их держателей. Кроме этого, именно в октябре — ноябре 1992 г. стремительно стали множиться инвестиционные институты, призванные специализироваться на операциях с ваучерами и в дальнейшем на трастовом управлении капиталом. Данный процесс начал приобретать размах еще до выхода соответствующего Указа Президента Российской Федерации (от 7 октября 1992 г. № 1186), однако этот документ и, главное, приложения к нему (Положение об инвестиционных фондах, Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, Примерный устав инвестиционного фонда, Основные положения депозитарного договора, Примерный договор с управляющим об управлении инвестиционным фондом, Типовой проспект эмиссии инвестиционного фонда) в считанные дни создали еще один сегмент финансового рынка, которого еще в конце лета 1992 г. не существовало.