Коэффициентный анализ в системе кредитных рейтингов заемщиков банка.
Общие вопросы построения кредитного рейтинга.
Эффективная рейтинговая система должна отвечать двум основным критериям. Во- первых, обеспечивать высокую степень дифференциации контрагентов по степени риска. Во-вторых, помимо порядкового ранжирования контрагентов она должна характеризовать вероятность их дефолта. Первое качество является основополагающим для успешного функционирования рейтинговой системы и формирования статистики дефолтов.
Современные рейтинговые системы делятся на два вида - характеризующие контрагента на дату анализа, или «в момент времени», либо «с учетом экономического цикла» (Point-in-Time, PIT и Through-the-Cycle, ТТС). Первый вид как правило характерен для внутрибанковских рейтинговых методик. Второй применяется в практике международных рейтинговых агентств, когда при установлении рейтинга заранее прогнозируется положение контрагента на всех стадиях экономического цикла. Предлагаемый нами подход характеризует заемщика в некоторый момент времени. Среди его преимуществ - высокая вероятность успешной реализации данной системы «с нуля», а также большая наглядность динамики рейтинга. Последнее связано с тем, что рейтинги, устанавливаемые по принципу «с учетом экономического цикла», меняются существенно реже — лишь при значительных отклонениях финансовой устойчивости заемщика от рамок «коридора», предусматриваемого его текущим кредитным рейтингом.
Один из возможных вариантов дифференциации контрагентов по степени риска, который можно применить в отношении предприятий, банков, суверенных заемщиков и субъектов, а также страховых компаний, заключается в использовании коэффициентного анализа — одного из наиболее распространенных подходов к оценке финансовой устойчивости заемщика (контрагента). Как правило, коммерческие банки имеют значительный опыт в данной сфере. Анализ финансовых коэффициентов является обязательным разделом кредитного меморандума, т.е. документа, выносимого на рассмотрение коллегиального органа банка (кредитного комитета), принимающего решение о возможности предоставления кредита заемщику. По-нашему мнению, данный опыт весьма целесообразно использовать для внутрибанковской рейтинговой оценки.
Необходимо подчеркнуть, что полноценная рейтинговая оценка невозможна без проведения экспертного анализа контрагента, дополняющего результаты финансового анализа. Иными словами, итоговый рейтинг может быть представлен как результирующая функция финансовой и экспертной оценки контрагента. К примеру, на заключительном этапе анализа определение рейтинга возможно путем расчета итогового рейтингового балла на основе взвешивания итогового балла по финансовой оценке и итогового балла по экспертной оценке. Возможно использование и более сложного алгоритма объединения результатов финансовой и экспертной оценки.
Пути интеграции коэффициентного анализа в рейтинговую оценку — номерная и балльная интегральная оценка заемщика, примеры использования которой приводятся в ряде источников. Как правило, рейтинг присваивается на основе агрегированного показателя, например, суммы рангов, построенных по нескольким критериям.
Ряд моделей успешно используется в зарубежной практике как для целей классификации заемщиков на «хороших» и «плохих», так и для установления непосредственно вероятности дефолта, например, logit-модели. Данные модели, как правило, основываются на ограниченном количестве коэффициентов и показателей, выбор которых, а также модельные параметры, или «веса», определяются на основе тестирования некоторой выборочной совокупности. При создании рейтинговой системы «с нуля» использование данных моделей может быть затруднительно, так как невозможна их параметризация в связи с отсутствием у банка необходимой для тестирования модельных параметров статистики (т. е. временных рядов с результатами рейтинговой оценки предприятий, включая состояние дефолта). Априорно выделить показатели, наиболее эффективно отражающие финансовую устойчивость заемщика в российской действительности, затруднительно.