Современные подходы к организации корпоративного управления.
Создавая эффективную систему банковского корпоративного управления, необходимо помнить об особенностях банковской деятельности, которая предъявляет к управлению особые требования и определяет особый подход к его организации. Это вызвано, во-первых, наличием особой формы отношений «принципал-агент», в которых принципалом выступают клиенты и кредиторы банка, а последний выполняет роль их агента. Поэтому возникает необходимость защиты не столько прав собственников банка, сколько прав других заинтересованных лиц, прежде всего многочисленных вкладчиков.' В данном случае общество делегирует центральному банку полномочия по надзору и регулированию деятельности банков, а национальным организациям, страхующим вклады, — полномочия по контролю за их деятельностью и гарантированию возвратности вкладов. Оба органа становятся влиятельными заинтересованными лицами и активными внешними участниками банковского корпоративного управления. При этом центральный банк влияет на банки как напрямую, посредством надзора за их деятельностью, так и путем общего регулирования рыночных условий их функционирования. Поэтому и менеджеры, и собственники должны активно взаимодействовать с данной заинтересованной стороной.
Во-вторых, специфика банковского бизнеса состоит в использовании значительных по объему заемных средств для осуществления рисковых активных операций в качестве необходимого условия извлечения прибыли из финансовой деятельности. Поэтому решающее значение приобретает управление рисками коммерческих банков. Данное обстоятельство порождает особую фидуциарную (доверительную) обязанность совета директоров как органа корпоративного руководства банка—обязанность проявлять заботливость (duty of care). Так, американские специалисты по корпоративному управлению банками Джонатан Мэйси (Jonathan Масеу) и Морин O'Xapa (Maureen O'Hara) считают, что членам совета директоров банков следует в равной мере заботиться как об интересам акционеров, так и об интересах кредиторов, т. е. у директоров банков данная обязанность должна быть более широкой, чем у директоров нефинансовых компаний.
Наличие национальной системы страхования вкладов создает условия для снижения чувствительности руководства банков к рискам. Поэтому регулирующие органы уделяют особое внимание созданию и деятельности контрольных структур банков. В центре внимания данных подразделений и служб, подотчетных напрямую советам директоров и контролируемых органами банковского надзора, лежит управление рисками. Именно повышенное внимание к риску, оказываемое всеми без исключения исполнительными и контролирующими структурами банка, придает корпоративному управлению характер риск-ориентированного управления.
Управление рисками является важным аспектом деятельности всех заинтересованных лиц. Действительно, все заинтересованные лица имеют определенные ожидания относительно результатов деятельности банка и подвергаются определенным рискам, связанным с инвестированием своих средств и (или) усилий в банк. В силу этого они стремятся тем или иным образом повлиять на его управление и стратегию. Поэтому в теории корпоративного управления большое внимание уделяется идентификации заинтересованных групп и их ожиданий, а также оценке стратегической значимости последних. Одним из наиболее известных методов стратегических оценок является метод картографирования заинтересованных групп.
Составление карты заинтересованных групп позволяет оценить относительную власть каждой группы, которая в конечном счете определяет возможное влияние на стратегию банка. В рамках данной концепции власть влиятельных внешних органов, выполняющих законодательные и регулирующие функции, получила, название формальной власти. Наличие такой власти свидетельствует о том, что органы надзора как заинтересованные стороны (лица) наделены достаточными законными правами по регулированию деятельности банков.