Корпоративная стратегическая пирамида. Расширенный вариант портфельного подхода.

В более поздней работе «Стратегический менеджмент» И. Ансофф выделил и рассмотрел крупные подразделения, которые он назвал стратегическими бизнес-единицами, или стратегическими областями бизнеса. В ходе исследований он пришел к выводу, что формулирование портфельной стратегии касается прежде всего стратегических подразделений и должно сводиться к определению тех стратегических областей бизнеса, в которых компания предполагает работать в будущем, и того, как отдельные стратегические области бизнеса будут взаимодействовать между собой. Он предложил также более развитой вариант классификации стратегий на основе компонент вектора роста. Эта классификация получила название матрицы компонент вектора роста, или матрицы Ансоффа .

Согласно данной классификации выделяют четыре стратегических направления:

  • проникновение на рынок — увеличение рыночной доли на старых рынках с помощью существующей продукции;
  • освоение рынка — внедрение на новые рынки и новые сегменты рынка с помощью соответствующей продукции;
  • разработка продукта — разработка новой продукции для обслуживания старых рынков;
  • диверсификация — разработка новой продукции для обслуживания новых рынков.

Данная матрица представляет собой самую распространенную модель, анализа возможных альтернативных стратегических направлений (стратегий) развития стратегических областей бизнеса. Она акцентирует внимание прежде всего на росте, а не на дивестировании, или сокращении, инвестиций. В дальнейшем данная модель была трансформирована автором в трехмерную систему, учитывающую также географическое направление роста бизнеса.

Модель И. Ансоффа была, взята на вооружение многими промышленными корпорациями и крупными универсальными банками в период их активной глобальной экспансии на развитых и развивающихся рынках. Она как нельзя лучше отражает состояние развивающейся западной экономики в 1980-е годы и является эффективным инструментом разработки стратегии проникновения и освоения новых рынков и новых продуктов.

В качестве примера использования расширенного портфельного подхода можно привести методологию определения стратегии банка, разработанную консультантом немецкой компании Roland Berger & Partner Маркусом Леманом. Так, исходя из существующих состава клиентов и услуг, а также мощности банка он выделяет три альтернативы действий: реорганизацию, дивестирование (отступление) и развитие (наращивание интенсивности присутствия по выбранным направлениям деятельности). Последнее направление М. Леман считает наиболее важным, поскольку, по его оценкам, все крупные немецкие банки известны селективным наращиванием активности во многих сферах банковской деятельности, например, в управлении активами, организации слияний и поглощений, а также публичном размещении акций венчурных компаний. Далее, решая центральный вопрос, посредством какой стратегии вхождения можно внедриться в прибыльный рынок, имея в виду комбинацию «клиент - продукт - канал сбыта - регион», М. Леман различает три возможных варианта стратегии:

  • стратегию создания собственных компаний;
  • стратегию кооперации. В этом случае банки участвуют в освоении рынка путем присутствия в стратегических альянсах и совместных предприятиях. Примером такой кооперации являются взаимодействие Deutsche Bank'a и с японской компанией Nippon Life для проведения сделок по управлению активами, а также альянс немецкого Commerzbank'a и с итальянской Generali-Gruppe;
  • стратегию приобретения. Такие стратегии подразделяются на стратегии приобретения и стратегии слияния горизонтального или вертикального типа. В числе наиболее крупных сделок М. Леман называет слияние немецких банков Bayerischer Vereinsbank и Hypo-Bank (ныне HypoVereinsbank) и приобретение американского Bankers Trust европейским Deutsche Ваnк'ом, который благодаря этому получил доступ на американский рынок.

    А. Канаев

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
16 апреля 2024 г.
14:08Банк Англии в ближайшие месяцы может снизить ключевую ставку
13:56Рост выручки UnitedHealth в 1-м квартале превысил прогноз, чистый убыток составил $1,4 млрд
13:45Рост промпроизводства в Белоруссии в 1-м квартале составил 6,5%