Банки-заемщики на рынке ссудного капитала.
Перспективы эксплуатации интернет-банкинга во многом зависят от развития интерфейсов, от доступности и простоты установки и настройки программного обеспечения.
Важнейшее значение в процессе использования Интернета имеют бесперебойность и безопасность обслуживания клиентов, переведенных на дистанционное банковское обслуживание.
Ввиду того что при дистанционном предоставлении банковских услуг и сами коммерческие банки, и их клиенты вынуждены пользоваться услугами внешних по отношению к ним организаций, прежде всего провайдеров различных услуг (Интернета, связи, процессинга и др.), они оказываются в зависимости от этих организаций. Следовательно, банки должны принимать меры, чтобы интересы их клиентов, пользующихся ДБО, не пострадали в случае возникновения проблем у таких организаций, включая не только возможные аварийные ситуации, но и гарантии безопасности клиентских и банковских данных в широком смысле этого слова. Это значит, что должны быть предусмотрены меры защиты данных от искажения, утечки, потери или уничтожения.
Что касается вопросов информационной безопасности, то это прерогатива служб безопасности и внутреннего контроля в банках, а также банковского надзора, изучающего и оценивающего их деятельность. Банком должны быть предусмотрены все меры, гарантирующие доступность данных только тем, кто имеет право на доступ к услугам и только с теми правами, которые предусмотрены конкретным видом доступа.
В разных странах эксплуатируются различные системы контроля доступа к совершению операции ДБО. Например, чтобы получить доступ через Интернет к своим банковским счетам, клиенты Bank of America, Citiqroup и многих других американских банков должны ввести в компьютер только имя пользователя и пароль.
В настоящее время разработаны высокопрофессиональные средства защиты, которые используются как в западных, так и в отечественных системах интернет-банкинга. Обычно клиент получает от банка имя и пароль (секретную алфавитно-цифровую последовательность) для входа в систему, а также сеансовые ключи (разовый пароль, используемый для подтверждения некоторых операций) или дискету со специальным программным обеспечением для осуществления дополнительного шифрования (криптозащиты).
В России банковские услуги дистанционного обслуживания постепенно развиваются. Отечественные потребители уже сейчас имеют возможность сравнивать, выбирать и пользоваться услугами ДБО, предоставляемыми более 100 российскими банками.
Среди причин, мешающих клиентам воспользоваться услугами ДБО, можно выделить следующие:
- ограниченное количество достаточно квалифицированных пользователей Интернета и других современных технологий, одновременно являющихся клиентами банка;
- обеспокоенность пользователей безопасностью проведения банковских операций через Интернет и по телефону.
В настоящее время зарубежные банки начали использовать новые виды своих филиалов, в которых оборудуются зоны самообслуживания. Это помещение, где установлены банкоматы и предоставлена возможность пользоваться телефон-банкингом и интернет-банкингом. Здесь же созданы условия для получения и депонирования наличных средств на сет клиента либо с покупюрным пересчетом банкнот, либо как «конвертный» депозит.
Наиболее широкое применение получило дистанционное банковское обслуживание при использовании банковских пластиковых карточек.
Банковская карточка — документ, изготовленный из пластика согласно международным стандартам по качеству и размерам (85,6x53,9x0,76 мм). Карточка используется для идентификации клиента при оплате им купленных товаров и оказанных ему услуг, а также для получения наличных денег.