Банки-заемщики на рынке ссудного капитала.
В современном состоянии рынка депозитов физических лиц четко прослеживается усиление конкуренции коммерческих банков за привлечение временно свободных денежных средств населения. Рынок депозитов показывает, что при принятии решений о размещении собственных средств вкладчики руководствуются прежде всего следующими соображениями:
- уровнем процентной ставки по вкладам как основным экономическим рычагом для принятия решения;
- надежностью банка, его текущим рейтингом;
- наличием разветвленной сети дополнительных офисов и филиалов в сочетании с высоким уровнем сервиса.
О наличии еще не использованных резервов повышения роли коммерческих банков как заемщиков и роли населения как кредиторов на рынке ссудного капитала свидетельствует следующее обстоятельство. Вне банков находятся такие суммы наличных денег, которые при развитии банковских услуг и стимулировании заинтересованности населения могли бы быть зачислены во вклады и депозиты физических лиц. Например, в начале II квартала 2005 г. в обращении находилось наличных денег 1584 млрд руб., что составляло 64% суммы привлеченных банками в тот же период вкладов (депозитов). Кроме того, десятки миллиардов рублей находились в обращении в виде наличной иностранной валюты. Вклады (депозиты) физических лиц по объему в 3-4 раза превышают суммы, привлеченные от организаций.
За период после кризиса 1998 г. до начала 2006 г. вклады и депозиты физических лиц увеличились более чем в 10 раз. Это можно объяснить двумя факторами: во-первых, ростом сбережений населения в условиях динамичного развития экономики страны и повышения на этой основе реальных доходов граждан и, во-вторых, повышением уровня доверия населения к надежности банков и сохранности внесенных в банк сбережений.
Рассмотрим возможности коммерческого банка в использовании каждого фактора при формировании своей ресурсной базы.
Сбережения населения — это накопленный остаток денежных средств семьи по состоянию на конкретную дату. Поскольку эти средства представляют отложенное потребление, их текущий прирост, а также накопленная сумма являются резервом роста экономики и развития банков, что формирует привлеченный капитал коммерческих банков и инвестиционный потенциал государства.
Привлечение сбережений населения в банки - важная предпосылка внедрения в сферу личного потребления современных электронно-денежных расчетов и тем самым сокращения непроизводительных издержек в сфере обращения общественного продукта.
Повседневно осуществляя политику по привлечению сбережений населения, банки:
- расширяют и улучшают качество услуг, предоставляемых клиентам, в том числе услуги дистанционного банковского обслуживания с использованием возможностей PR-кампании;
- предлагают другим банкам различные виды потребительских кредитов;
- расширяют свое присутствие в местах, где имеются значительные группы населения, еще мало пользующиеся банковскими услугами, или где есть возможность приблизить место оказания услуг к месту жительства населения.
Например, Связь-Банк в 2005 г. внедрил новую «линейку» срочных вкладов, состоящую из семи видов основных вкладов («Сберегательный», «Оптимальный», «Универсальный», «Универсальный Плюс», «Премиум», «Пенсионный», «Инвестиционный») и одного сезонного («Сезонный Бонус»), который используется для маркетинговых акций банка несколько раз в год.
Все условия вкладов разработаны с учетом потребностей действующих клиентов банка, конъюнктуры рынка и требований банка к формированию портфеля пассивов.