Без евро, но с преимуществами.
Девальвация снижает международное значение любой валюты. Она активно используется в периферийных экономиках, но без крайней необходимости не проводится в странах - центрах накопления.
Дания, Швеция и Чехия будут иметь возможность прибегнуть к девальвации, чтобы поддержать экспорт. Крупные компании этих стран смогут без потерь перевести капиталы в евро или доллары. Власти США и ЕС, вероятно, постараются удержать курсы своих валют. При этом Соединенные Штаты заинтересованы в ослаблении европейской валюты и стремятся подтолкнуть власти Евросоюза к усиленной эмиссии. Европейские и американские корпорации одновременно требуют твердых денег и новых субсидий.
Президент Франции Николя Саркози недавно высказал сожаление по поводу того, что Греции была принята в зону евро.
Однако беда Европы, скорее, в другом: еврозона слишком мала, а интеграция между странами ЕС слишком неглубока. Европейский союз так и не смог превратиться в Соединенные Штаты Европы, о которых грезили интеллектуалы еще в начале XX столетия. Корпорации Западной Европы старались создать не столько единое экономико-политическое поле, сколько обеспечить себе внутреннюю, контролируемую периферию, а значит, неравенство и неравномерность. Результатом такой политики стал кризис Евросоюза и вместе с тем ряд бюджетно-долговых кризисов в евро-зоне, острейший из которых на сегодня - греческий.
Проблемы Евросоюза будут многое определять в мировой экономике в 2012 г. Логично предположить нарастание разобщенности в ЕС. Вектор этот уже обозначился. Государства - члены Евросоюза, не входящие в зону евро, будут пытаться выстоять самостоятельно. И это ожидаемо - за 2008-2011 гг. никто в ЕС не предложил нового плана интеграции, способного снять накопленные проблемы.
Британия продолжит держаться в стороне от континентальных дел, погружаясь в собственную депрессию. Власти Швеции и Дании предпримут все меры для самостоятельного поддержания банковских групп и проведения жесткой бюджетной экономии. Сумма государственного и частного долга для Дании и Швеции находится выше уровня 200% ВВП. Британия по этому показателю вдвое опережает скандинавских собратьев по ЕС. По данным Европейского статистического агентства, в 2010 г. государственный долг Британии превысил 80% ВВП. На начало 2010 г. этот показатель для Чехии составлял 37,6% ВВП, для Швеции — 39,7, а для Дании — 43,7%.
Долговой кризис обеспечен всем этим державам при ухудшении мировой конъюнктуры. Однако они, за исключением Англии, вероятно, будут в лучшем положении, чем Германия, Франция, Бельгия и Нидерланды, государственные долги которых велики и колеблются от 65 до более 100% ВВП. Долговой кризис в ЕС будет двигаться с юга на север, причем Чехия может оказаться, скажем так, севернее Германии. Названные индустриально развитые государства Евросоюза, не входящие в зону евро, предположительно можно отнести к третьей группе поражения долговым кризисом. Германию и Францию сильно волнуют греческая и итальянская проблемы. Их обеспокоенность понятна и объяснима, они сами стоят в очереди на бюджетно-долговой кризис.
Швеция, Дания и Чехия за 2008-2011 гг. не выказывали склонности к девальвационному смягчению проблем. Они постараются обойтись без чрезвычайного обесценивания национальных валют и в дальнейшем, Но многое будет зависеть от состояния экономики еврозоны. Развитие в ней бюджетно-долгового кризиса, в сущности общеевропейского, рано или поздно приведет к девальвации евро или, под нажимом снизу, жесткому списанию долгов, что еще менее выгодно банковским группам ЕС.
Доллар при таком сценарии получит шанс вернуть себе монополию на надежность, его укрепление уже началось. В этом случае не входящие в зону евро страны ЕС могут не только использовать механизм медленного ослабления национальных валют для поддержания экспорта, но и в критических условиях у них будет возможность пойти на девальвацию. Выгоды от такого шага правительства смогут использовать сами, что невозможно в еврозоне.
Государства, не входящие в зону евро, также имеют больше возможностей для контроля над финансами. Они не утратили монетарные механизмы. В условиях мировой экономической нестабильности это дает преимущества: в рамках мировой неолиберальной модели их реализация позволяет сделать национальные предприятия относительно более рентабельными, а значит, более устойчивыми.
Но проблема в том, что доступность методов смягчения не означает возможности разрешения проблем. Индустриально развитые страны ЕС, не входящие в зону евро, точно так же не видят выхода, как и государства еврозоны. Но на короткий период они защищены лучше.