Исламский банкинг в России?
Зародившийся на Ближнем Востоке, теперь и в Европе существует особенный способ банковской деятельности, именуемый исламский банкинг, или исламские финансы. Если давать самое простое определение, то его можно описать как способ ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама.
На Ближнем Востоке исламские институты в их современном понимании зародились в середине прошлого века (первый исламский банк появился В Египте в 1963 г.). Сегодня в неисламских европейских странах изучается и постепенно внедряется исламский банкинг.
В Германии Deutsche Bank и Commerzbank стали предлагать исламские финансовые продукты, но они не быстро приживаются - исламское население ФРГ сравнительно невелико. Однако кризис 2008 г. усилил интерес к исламским финансам. Все захотели узнать, почему экономический кризис негативно отразился на экономике Америки и Европы, а на Ближнем Востоке его практически никто не ощущал.
В ноябре-декабре 2011 г. в Баку прошла IV Международная банковская конференция государств - участников СНГ. Россию на конференции представляли политики и банкиры, в том числе президент - председатель правления ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин. Конференция изучала, в том числе, и вопросы исламского банкинга.
В итоговом документе конференции говорится, что «в настоящее время существующая практика в странах СНГ позволяет использовать отдельные финансовые продукты исламского банкинга. В различных странах Содружества уже идет работа по адаптации законодательной и нормативно-правовой базы для полноценной деятельности исламских финансовых институтов».
Нужна политическая воля для унификации принципов применения в России новых финансовых инструментов, известных мировой практике. Это позволит консолидировать значительные финансовые ресурсы, привлечь иностранные инвестиции из исламских стран. Исламский банкинг - это некий феномен, который сегодня необходимо глубоко изучать.
В неисламских странах Европы и мира исторически зародилась и господствует банковская система, возникшая из средневекового ростовщичества. Покупать (брать на депозит) деньги и продавать (размещать в кредит) деньги с выгодой - эта банковская схема воспринимается как традиционная. Исламский же банкинг построен на принципах, запрещающих ростовщичество.
Чтобы понять суть продуктов исламского банкинга, попробуем установить некое соответствие между ними и продуктами традиционного банкинга. Подобный подход уже предпринимался.
Как только встречается конструкция «целевой кредит без фиксированной процентной ставки», сразу возникает недоуменный вопрос: кредит может быть целевым, но в то же время обязательно срочным, платным и возвратным, а если он бесплатный, значит, это не кредит, а долевое участие. Действительно, сегодня правовой интерпретации кредита без оплаты в законодательстве нашей страны, к сожалению, нет. Для применения продуктов исламского банкинга в России не хватает законодательной базы. И лишь отдельные банкиры на практике используют некоторые элементы исламского банкинга, не противоречащие законодательству РФ.
Банковским топ-менеджерам свойственен природный консерватизм. Новые идеи, продукты, подходы должны пройти проверку временем и клиентским спросом. Б отношении исламского банкинга сейчас складывается понимание: потребители услуг (клиенты) имеются, значит надо предлагать эти специфические банковские услуги, но в рамках действующего законодательства РФ и регулирующих (нормативных) документов Банка России.
Востребованность исламского банкинга в России воспринимается бизнес-сообществом двояко. С одной стороны, в тех регионах, где исламское население составляет значительную часть (а исламский банкинг опирается на истинно верующих мусульман), такие банковские продукты должны найти применение. С другой стороны, в неисламском в целом государстве, каким является наша многонациональная и многоконфессиональная страна, продукты исламского банкинга не смогут иметь сколько-нибудь заметного распространения.
Однако не стоит недооценивать растущую тенденцию в глобализации мировой экономики, которая упорно подводит традиционных банкиров к идее масштабного сотрудничества с финансовым миром арабских стран. Готовность к сотрудничеству со стороны таких стран выражается в неких послаблениях (с позиции канонов шариата) в период развертывания деятельности исламского банка в немусульманской стране. Но не стоит также забывать о специфике восточного менталитета: готовность к сотрудничеству в мусульманских странах далеко не всегда реализуется в конкретные дела.
Вывод простой: изучать и внедрять принципы исламского банкинга надо, но с консервативной осторожностью.