Коммерческие банки в современных условиях. Стратегическое управление.
В банковской сфере важнейшую роль играет усиление взаимозависимости участников, поскольку банки как финансовые посредники имеют дело с клиентами, которые чаще всего одновременно являются и вкладчиками (кредиторами) и заемщиками. Они выступают также как потребители многих финансовых услуг, оказываемых банками. Кроме того, существует взаимосвязь между банками, которые всe более тесно сотрудничают между собой в сфере платежей (с помощью широкой сети корреспондентских, отношений), предоставления кредитов крупным клиентам (путем участия в синдицированных кредитах) и при поддержании необходимого уровня ликвидности (предоставление краткосрочных межбанковских кредитов). Указанная взаимосвязь и взаимозависимость банков и их клиентов определяют стратегию их развития как универсальных кредитных организаций, которые кроме банковских должны предоставлять различные финансовые и инвестиционные услуги. В России формирование развитой кредитной системы сопровождается проявлением указанной закономерности — банки и их клиенты образуют тесный круг взаимосвязанных заемщиков и кредиторов.
Сложность стоящих перед банками задач, связанных с завоеванием прочных рыночных позиций и сохранением первенства в долгосрочной перспективе, определяет высокие требования к уровню подготовки персонала банка и его менеджмента. В современных условиях банкам требуются специалисты в области информационных технологий и инжиниринга, специалисты широкой квалификации, способные обеспечивать весь комплекс банковских услуг. Все большая часть сотрудников банков выступает в роли консультантов, специалистов по установлению и развитию деловых отношений с клиентами (relationship managers — RM) — менеджеров счета. В крупных зарубежных банках создаются подразделения стратегического анализа и планирования. Высшее звено менеджмента все больше концентрирует внимание на стратегических вопросах, используя эффективную систему делегирования полномочий.
Из сказанного вытекает, что управление современным банком объективно требует выработки и реализации обоснованной стратегии. Для этого следует в первую очередь выявить сущность данного сложного экономического явления.
Разговор о стратегическом управлении коммерческим банком вполне уместно начать с рассмотрения вопроса о том, что такое стратегия. Ответить на него достаточно сложно, поскольку до сих пор понятие «стратегия» еще не получило однозначной трактовки. Разброс мнений по этому вопросу чрезвычайно широк — от простых и самых общих определений до сложных конструкций (концепций) . К первым можно отнести определение В. С. Соловьева, согласно которому стратегия представляет собой «основное, ведущее направление движения для поэтапного достижения каких-либо целей». Интересное определение стратегии дал шведский ученый Бенгт Карлофф (Bengt Karlofi): «Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов».
Примером широкой трактовки стратегии является определение, предложенное известным американским исследователем Кеннетом Р. Эндрюсом (Kenneth R. Andrews): «Корпоративная стратегия — это паттерн принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает ее основную политику и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность компании, тип экономической и человеческой организации, которого придерживается или к которому склонна данная корпорация, а также природу экономических и внеэкономических достижений, которые она намеревается предложить акционерам, наемным служащим, покупателям и обществу в целом» .