Традиционная теория финансового посредничества: трансакционный и информационный подходы.
С середины 70-х годов XX в. активизировались поиски ответов на вопросы: почему существуют финансовые посредники, в первую очередь банки, и в чем состоит особенность их деятельности? Ответом стали разработанные учеными трансакционный и информационный подходы (transaction cost and information-based approaches) в рамках теории финансового посредничества. Эти вопросы были инициированы тем, что спустя 20 лет после выхода работы Дж. Гёрли и Э. Шоу положение дел в финансовой системе США существенно изменилось. Доля прямых инструментов в общем объеме финансовых активов страны значительно возросла, что привело к существенному изменению роли рынка капитала в мобилизации средств для инвестирования. В целом в финансовой системе США начала усиливаться тенденция к снижению роли финансовых посредников, получившая название процесса дисинтермедиации. Сама же финансовая система стала приобретать черты рыночно-ориентированной системы, т. е. финансовой системы, в которой доминирующее положение занимают прямые формы финансирования и важную роль играют инвестиционные банки и компании. Эти тенденция привела к тому, что с середины 70-х годов со снижением роли финансовых посредников в среде ученых и специалистов все чаще стал обсуждаться вопрос о скорой гибели банков.
Ответом на поставленные вопросы стала разработка учеными трансакционного и информационного подходов в рамках теории финансового посредничества. Трансакционный подход связан с изучением феномена трансакционных издержек в реальной экономике и его воздействия на способ организации и осуществления экономической, в том числе финансовой, деятельности. В самом общем виде трансакционные издержки представляют собой издержки, возникающие при использовании рынка для покупки и продажи товаров и услуг. Они включают в себя затраты, связанные с трудностями получения информации о ценах и качестве товаров, поиском потенциальных контрагентов по сделкам, заключением контрактов и контролем за их соблюдением, юридической защитой контрактов и т.д.
Пионерской работой в изучении связи между функциями финансового посредничества в экономике и трансакционными издержками стала вышедшая в 1976 г. статья Джорджа Дж. Бенстона (George J. Benston) и Клиффорда В. Смита (Clifford W. Smith). В ней авторы четко обозначили свою позицию относительно причин существования феномена финансового посредничества, его raison d'etre (разумное обоснование— франц.). Оно заключаются в наличии вызванных несовершенствами рынка рыночных трений в виде информационных и трансакционных издержек. Дж. Бенстон и К. Смит подробно и аргументированно доказывают положение о том, что финансовые посредники появляются в рыночной экономике именно для того, чтобы удовлетворять финансовые потребности своих клиентов (сберегателей и инвесторов) с относительно низкими для них трансакционными издержками путем производства и реализации особых финансовых продуктов и услуг. Эти продукты позволяют сберегателям инвестировать с приемлемой доходностью любую сумму на любой удобный для них срок. Кроме того, посредники обеспечивают сберегателям высокую ликвидность их вложений (например, в виде бессрочных депозитов банков) для текущего потребления, а заемщикам — ликвидные средства в требуемых объемах и на необходимые им сроки также с минимальными трансакционными издержками. Таким образом, существенной характеристикой финансового посредничества является его способность обеспечивать удовлетворение финансовых потребностей сберегателей и инвесторов на более гибких условиях и с меньшими по сравнению с прямым финансированием издержками, называемыми потребительскими трансакционными издержками.